13. Образовательные стандарты и требования
АНО ДПО "НОЦ "Профтест" совместно с Агентством "ВЭП" является разработчиком профессиональных стандартов ПС "ПРОФТЕСТ".
В основу принятой методики разработки ПС положен метод функционального анализа, пришедший на смену популярному ранее методу описания профессиональных стандартов с позиции должностных обязанностей, который признан устаревшим, поскольку не способен учесть динамику современного производства и развития экономики и социальной сферы.
Методика функционального анализа используется практически во всех экономически развитых странах, поскольку предполагает учет как текущих требований наиболее передовых предприятий, так и международные тенденции и потребности на перспективу.
Данная методика предполагает проекцию структурированного описания профессиональной/трудовой деятельности на описание требований к работникам, выполняющим эту деятельность.
Структура профессиональных стандартов
Структурно каждый профессиональный стандарт состоит из единиц, каждая из которых соотносится с определенной трудовой функцией и определенным уровнем квалификации и содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции, с точки зрения необходимых знаний, умений, уровней ответственности, самостоятельности и сложности.
Каждая единица профессионального стандарта должна четко описывать следующие параметры:
- название трудовой функции/единицы профессионального стандарта;
- действия, обеспечивающие выполнение этой функции;
- характеристики квалификационного уровня;
- требуемые знания и умения.
В свою очередь, требуемые знания и умения должны охватывать три группы компетенций:
- профессиональные - относящиеся к собственно области профессиональной деятельности;
- надпрофессиональные (или сквозные компетенции), относящиеся к охране труда и окружающей среды, профессиональному общению и совершенствованию трудовой среды и рабочего места;
- ключевые/базовые компетенции, относящиеся ко всем видам деятельности, в которую включен работник, и предполагающие его способность получать новые знания и адаптировать старые к новым контекстам, а также адаптироваться к изменяющейся ситуации собственного профессионального и личностного роста и развития (интеллектуальные, социальные и межличностные, предпринимательские).
Благодаря такой структуре ПС может быть достаточно прозрачно и непротиворечиво спроецирован в требования образовательных стандартов и программ профессионального образования (каждая единица профессионального стандарта может быть трансформирована в модуль обучения, при этом результатом обучения по каждой единице профессионального стандарта становится та функция, которая подлежит освоению).
Также Учебный центр использует в своей работе финансовые профстандарты в формате Минтруда России.
Подробнее о профессиональных стандартах квалификации в финансовой отрасли на сайте Агентства "ВЭП".