Учебный Центр "ПрофТест"
СПС "ПрофТест"













Центробанк предложил усовершенствовать процедуру отзыва лицензий у некредитных финорганизаций
22.10.2018

Центробанк предложил усовершенствовать процедуру отзыва лицензий у некредитных финорганизаций

   Центральный банк России предложил усовершенствовать процедуру отзыва лицензий некредитных финансовых организаций (НФО) с применением принципов международной практики. Об этом сообщается в пресс-релизе регулятора.
   "Международная практика показывает, что в процессе принятия решения об аннулировании лицензии уполномоченный орган, в компетенцию которого входит решение вопросов лицензирования и аннулирования лицензии, руководствуется двумя принципами. Первый - состязательность, что предусматривает право лицензиата на участие в административной процедуре, в рамках которой рассматривается вопрос об аннулировании лицензии. Второй принцип - осведомленность, то есть право организации знать о начале процедуры по аннулированию лицензии и обязанность уполномоченного органа по уведомлению о начале такой процедуры", - говорится в сообщении.
   Регулятор отмечает, что возражения или замечания по акту инспекционной проверки, на основании которого может приниматься решение об аннулировании НФО, могут приниматься в соответствии с нормативно-правовыми актами ЦБ. Но решение может быть принято и по результатам дистанционного надзора, что исключает возможность составления и направления возражений и замечаний со стороны организации.
   ЦБ планирует внедрить в надзорную практику мероприятия по информированию НФО, в том числе уведомлять об исполнении предписания об устранении нарушений, размещать на сайте пресс-релизы о принятых в отношении таких организаций решениях об аннулировании лицензии с указанием сути допущенных нарушений, доводить информацию о проверке надзорного факта.

Источник: Банки.ру http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10716243

 
НБКИ предложил услугу по проверке физлиц и юрлиц в ФССП
22.10.2018

НБКИ предложил услугу по проверке физлиц и юрлиц в ФССП


Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) предложило услугу по проверке физических и юридических лиц в Федеральной службе судебных приставов (ФССП) - "Обработка запросов заказчика в банк данных ФССП России". Об этом сообщается в пресс-релизе организации.

   Услуга предоставляется по традиционным каналам взаимодействия с НБКИ.
Также бюро предоставляет своим партнерам бесплатный двухнедельный период льготного использования услуги.
   Для того чтобы воспользоваться услугой, нужно присоединиться к оферте НБКИ, сделать сертификат на запросы в НБКИ, выбрать логин для запросов ФССП, после чего можно делать запросы в службу.

Источник: Банки.ру http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10716682



 

 
ЦБ отозвал лицензию у московского банка "Риал-кредит"
22.10.2018

ЦБ отозвал лицензию у московского банка "Риал-кредит"

Центробанк отозвал лицензию у московского банка "Риал-кредит". Об этом говорится в сообщении регулятора. Решение об отзыве лицензии принято в связи с неисполнением банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов ЦБ. "Риал-кредит" неоднократно нарушал в течение года требования статьи N7 федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

   "Риал-кредит" был основан в 2002 г. Банк предоставлял услуги корпоративным клиентам малого и среднего бизнеса. Основными направлениями деятельности были расчетно-кассовое обслуживание и кредитование юридических лиц, работа на рынке ценных бумаг.
  Согласно отчетности кредитной организации по РСБУ за 2017 г., бенефициарами банка являются председатель совета директоров Михаил Матвеев (28,17%), члены совета директоров Михаил Топорков (19,33%), Виталий Немеро (19,00%), а также Борис Козьмин (13,33%), Андрей Ивлиев (9,67%), Сергей Нихаев (9,50%), Виталий Цокур (1,00%).
  Согласно данным отчетности, по величине активов на 1 октября 2018 г. банк занимал 417 место в российской банковской системе. "Риал-кредит" не является участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц.

Источник: Ведомости.ру https://www.vedomosti.ru/finance/news/2018/10/19/784109-tsb


 

 
ЦБ отозвал лицензию у Востсибтранскомбанка
22.10.2018

ЦБ отозвал лицензию у Востсибтранскомбанка

Банк России отозвал лицензию у иркутского "Восточно-Сибирского транспортного коммерческого банка" (Востсибтранскомбанка), говорится в сообщении регулятора. По данным на 1 октября, банк занимал 305-е место по величине активов в российской банковской системе.

   Проблемы в деятельности банка возникли из-за незначительного запаса капитала и фактического отсутствия источников для его пополнения, указывает ЦБ. В связи с этим банк проводил "схемные" и непрозрачные для надзорного органа сделки. Также Востсибтранскомбанк проводил "фиктивные" операции, чтобы скрыть значительную недостачу денег в кассе и вывод высоколиквидных активов в размере более 130 млн руб., отмечается в сообщении. Формирование резервов на возможные потери по фактически отсутствующим активам выявило утрату капитала банка на 98%, нормативы достаточности собственных средств банка снизились "до критических значений".
   ЦБ напоминает, что в течение последнего года 9 раз применял меры надзорного воздействия в отношении Востсибтранскомбанка, в том числе вводил ограничения на привлечение денежных средств населения. Руководители и собственники банка не предприняли действенных мер по нормализации его деятельности, указывает Банк России. В связи с неисполнением банком законов и актов ЦБ было принято решение отозвать у него лицензию на осуществление банковских операций.
   В банк назначена временная администрация до назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора.
Востсибтранскомбанк является участником системы страхования вкладов. По закону, для вкладчиков банка предусмотрена выплата страхового возмещения в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного вкладчика.

Источник: Ведомости. ру https://www.vedomosti.ru/finance/news/2018/10/19/784102-tsb-otozval-litsenziyu



 

 
ЦБ поддержал дивидендные поблажки для банков
21.10.2018

ЦБ поддержал дивидендные поблажки для банков

   В ЦБ поддержали планы государства оказать поблажки в виде выплаты меньших дивидендов для банков в случае такой необходимости. Если банк, независимо от того, государственный он или частный, будет выплачивать меньше дивидендов, в банке будет оставаться больше прибыли и, соответственно, его капитал будет больше, заявил на форуме Finopolis в Сочи зампред ЦБ Василий Поздышев.
   Поздышев отметил, что чем меньше средств уходит из банков и банковской индустрии, в том числе и в виде дивидендов, тем больше средств остается внутри банковской системы, и тем лучше будет ее капитальная база. "Дивидендная политика - это решение акционеров, и решение ответственного акционера - это не только забрать из банка все дивиденды, но и обеспечить банку стабильное развитие. Стабильное развитие банку может обеспечить хороший капитал", - добавил он.
   18 октября глава Минфина, первый вице-премьер Антон Силуанов заявил, что правительство готово при необходимости поддержать ВТБ при введении дополнительных надбавок в соответствии со стандартами "Базеля III".
   По словам первого вице-премьера, правительство может поддержать банки, направив на их докапитализацию часть дивидендов, которые банки платят государству. Также источником докапитализации может быть и часть нераспределенной прибыли, которая в обычном случае могла бы пойти на дивиденды. Сейчас Минфин исходит из того, что все госкомпании должны платить дивиденды в размере не менее 50% от чистой прибыли по МСФО.
   Принятие стандартов "Базеля III" предполагает введение ряда надбавок к капиталу, в том числе надбавки за системную значимость с 1 января 2019 года. 9 октября зампред ЦБ Василий Поздышев заявил: совет директоров ЦБ обсудит перенос на год требований к капиталу системно значимых банков (с начала 2019 до конца года или начала 2020 года). 12 октября на сайте ЦБ был размещен проект указания ЦБ, в котором сказано о переносе ввода надбавок на капитал на 1 января 2020 года.

Источник: РБК https://www.rbc.ru/finances/19/10/2018/5bc9f1529a794771f66285f5



 

 
РФ хочет ввести понятие цифровых знаков, а токены приравнять к ценным бумагам
21.10.2018

РФ хочет ввести понятие цифровых знаков, а токены приравнять к ценным бумагам

   Российские депутаты готовят ко второму чтению законопроект о цифровых правах и цифровых финансовых активах, пытаясь синхронизировать понятия и уйти от легализации криптовалют.
   "Законопроекты, которые сейчас мы дорабатываем ко второму чтению, были внесены в конце прошлого года, в период "хайпа", когда биткоин стоил около $20 тысяч", - рассказал депутат Анатолий Аксаков на конференции Finnopolis.
   "Работа шла сначала по более широкому направлению - мы были готовы к тому, чтобы легализовать биткоин, эфир, другие криптовалюты, только в юридических терминах, не называя это криптовалютой".
   В Госдуме была создана рабочая группа экспертов, на одном из заседаний у главы ЦБР Эльвиры Набиуллиной было решено, что "будем называть это цифровые финансовые активы, цифровые права, и эта норма будет прописана в гражданском кодексе", добавил Аксаков.
   Госдума приняла в первом чтении 22 мая законопроекты о цифровых финансовых активах и о краудфандинге, а также о цифровых правах.
   "Мы полагали, что на определённом этапе и биткоин, и эфир, мы так определим, в виде цифровых прав и... отдадим ключ от дверей Центробанку, для того чтобы он это регулировал... но и от этого отказались, поскольку фактически государство не может регулировать то, что находится в трансграничных сферах", - сказал Аксаков.
   Легализуя криптовалюты, государство дало бы сигнал всем гражданам, что можно в них инвестировать.
   "Ответственность в данном случае ложится на государство, и мы решили, что если регулировать мы эту сферу не можем, явление это с точки зрения перспективы и будущего вызывает вопросы... Поэтому решили ограничить регулирование российским правовым пространством", - сказал Аксаков.

ЦИФРОВЫЕ ПРАВА

   Законопроект о цифровых правах подготовлен ко второму чтению и сегодня отправлен в главное правовое управление администрации президента для согласования, сказал депутат.
   "Он как раз описывает отношения по выпуску, учету и обращению цифровых прав в рамках российского правового пространства", - сказал Аксаков.
   "Цифровые права - это более широкое понятие, чем цифровые финансовые активы. А цифровые финансовые активы - это те активы, которые удостоверяют права собственности - денежные требования, то есть право на доход от реализации проекта, либо права участия в капитале - корпоративное право, то есть я покупаю долю в капитале компании, которая реализовывает проект", - пояснил он.
   Для этого в пакете идут поправки в закон об акционерных обществах и ООО, поскольку цифровые права - это по сути те же бездокументарные ценные бумаги.
   "Эти цифровые права удостоверяют денежные требования и корпоративные права, которые возникают при записи в информационной системе, созданной на основе распределённого реестра", - пояснил он.
   Закон вводит понятие оператора информационной системы, который должен в ЦБ согласовать правила работы информационной системы на основе блокчейна.
   "Оператор несёт ответственность за бесперебойную работу и за все обещания, которые в этих правилах информационной системы описаны", - сказал Аксаков.
   Также прописано понятие оператора обмена цифровых финансовых активов и дано определение новой "сущности" - операционные цифровые знаки, которые могут быть и средством обмена цифровых финансовых активов.
   "Эти знаки позволяют, в том числе, реализовываться и завершаться очень сложным смарт-контрактам. Эти знаки могут быть получены только в рамках тех информационных систем, которые работают по закону России и по правилам, согласованным Центральным банком", - сказал Аксаков.

МАЙНИНГ ИСЧЕЗ

      Власти решили не прописывать майнинг криптовалюты в законодательстве.
"Если мы описываем майнинг, то необходимо прописать и криптовалюты в законе, майнинг - это создание и валидация криптовалюты, но... фактически у нас закон не про криптовалюты, а про инвестиции - как создать условия, чтобы наши инвестиционные платформы могли привлекать ресурсы", - сказал Аксаков.
   Депутаты и чиновники раньше собирались прописать новый вид предпринимательской деятельности в законе - майнинг, чтобы он мог облагаться налогами.
   "Но, дискутируя у Эльвиры Сахипзадовны, мы согласились, что администрирование этого бизнеса будет обходиться дороже, чем те налоги, которые будут с этого бизнеса собираться. Учитывая, что сам майнинг уже не так актуален, как это было год назад, с точки зрения получения доходов, а значит и налогообложения, и приняли решение не давать определение майнинга", - сказал Аксаков.
   На вопрос, если определение майнинга исчезло, значит налоги за него можно не платить, Аксаков сказал:
   "Это проблема налоговой инспекции, и к ним вопрос нужно это или нет".
   Яна Пурескина из Минфина, которая работала над законопроектом, сказала, что государство должно скоро определиться с регулированием цифровых финансовых активов.
Аксаков надеется, что в ноябре законопроекты пройдут второе чтение и нормы вступят в силу в 2019 году.

ТОНКОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

   Текст законопроекта пока нигде не опубликован, поэтому не ясно, это один пакет законопроектов, или как и раньше, три проекта.
   Аксаков думает, что окончательный вариант придётся ещё дорабатывать с учётом замечаний администрации президента.
   "Ключевой задачей, на которой настаивает Минфин... мы видим сохранение модели ICO как лёгкого привлечения финансирования", - сказала Пурескина.
   Квалифицированной аудитории надо дать возможность привлекать средства под финансирование проектной деятельности.
   Для регулирования ICO Минфин считает достаточным оставить два документа оферту, инвестиционный меморандум и дать право самому эмитенту токенов определяться с правилами ведения реестра, будет он распределённым или нераспределенным.
   "С учётом этого принципа параллельно шёл законопроект о краундфандинге, где увязывалось использование площадки, операторов системы и иных посредников, чтобы минимизировать риски для инвесторов. Логично было бы сохранить эту связку", - сказала Пурескина.
   Она настаивает на связке токенов с законодательством о рынке ценных бумаг и акционерным законодательством.
   "Мы тоже, Минфин России, относится в этом смысле к цифровым технологиям, как новым, более удобным, но тем не менее формам выпуска ценных бумаг и производных, а не как к самостоятельным инструментам, которые представляют такие же права, но на других условиях", - сказала Пурескина.
   Тут Минфин видит риск арбитража относительно сложившейся системы корпоративного права и угрозу интересам акционеров, которые стали правообладателями по традиционному законодательству.
   Аксаков сказал, что с помощью "технарей" в последнем варианте закона удалось прописать вместо понятия "майнинг" схему валидации цифровых прав:
   "Для валидации там есть так называемые узлы информационной системы, они будут осуществлять валидацию цифровых прав, записи. Что появилась запись о правах такого человека на такие-то активы".

ЧТО УЧЛИ В ЗАКОНЕ

   Депутаты учли в последней версии законопроекта некоторые предложения главного эксперта рабочей группы по оценке рисков оборота криптовалют - Элины Сидоренко,  директора Центра цифровой экономики МГИМО МИД России.
   Она предлагала все цифровые активы разделить на три группы.
   "Мы должны разграничить криптовалюту, как особый инструмент с особым правовым статусом и особым режимом, который должен быть в полной мере отрегулирован на уровне подзаконных актов и рекомендаций ЦБ РФ", - сказала Сидоренко.
   Во-вторых, власти должны от криптовалют отделить цифровую форму ценных бумаг и производных финансовых инструментов, которые уже определены в законодательстве, к ним можно относить и токены.
   Третья группа - это цифровые нефинансовые активы, так называемые цифровые знаки, которые являются лёгкой правовой формой гражданско-правовых договоров (краудфандинг).
   "И тут такого жёсткого регулирования... как в отношении криптовалюты, бездокументарных ценных бумаг быть не должно", - сказала Сидоренко.
   "Все вместе сразу обозвать цифровыми финансовыми активами, не разбираясь, неправильно на сегодняшний день", - сказала она.

Источник: Рейтерс https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN1MT2L8-ORUBS



 

 
Банк России назвал три тренда атак на финансовый сектор
21.10.2018

Банк России назвал три тренда атак на финансовый сектор

   Первый заместитель директора Департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев представил годовой отчёт ФинЦЕРТа на форуме инновационных технологий "FINOPOLIS 2018".
   Согласно отчету, Банк России в 2018 году выделяет три тренда атак на финансовый сектор:
1. Общий рост числа попыток атак;
2. Снижение доли успешных атак и дальнейшего ущерба среди них;
3. Вектор интереса преступников смещается в сторону клиентов кредитных организаций - юридических лиц.
А. Сычев заявил, что таких показателей удалось добиться за счет того, что банки стали уделять гораздо больше внимания информационной безопасности.
   Также за отчетный период были зафиксированы новые виды атак:
- TRF (transaction reversal fraud) эксплуатирующий ошибку в последовательности выполнения запросов при выполнении отмены P2P-переводов;
- watering hole - загрузка ВПО через скомпроментированные порталы популярных интернет-ресурсов;
- взлом аккаунтов в соцсетях.
   Кроме того, в отчете представлены и прогнозы, которые ожидают финансовый сектор с точки зрения безопасности. Так, крупные группы злоумышленников реструктуризируются и продолжат свою деятельность, используя новые инструменты.
   Сохранится тренд на снижение числа успешных крупных хищений. Квалификация атакующих будет снижаться за счет массового использования общедоступных инструментов.
   Мелкие преступные группы могут мимикрировать под крупные на фоне появления в СМИ информации об атаках последних.
   Количество атак на устройства самообслуживания останется на относительно высоком уровне до появления технологий защиты от несанкционированного снятия денежных средств.

Источник: Информационно-аналитический журнал ПРАЙМ https://www.plusworld.ru/daily/cat-security-and-id/tsb-nazval-tri-trenda-atak-na-finansovyj-sektor/


 

 
Набиуллина: Криптовалютная лихорадка в мире начинает сходить на нет
18.10.2018

Набиуллина: Криптовалютная лихорадка в мире начинает сходить на нет

   Криптовалютная лихорадка в мире начинает сходить на нет, бизнес начинает подходить к использованию новых технологий более осторожно, заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, открывая форум инновационных финансовых технологий в Сочи.
   "Мы проводим форум в четвёртый раз, и за это время успела разгореться криптовалютная лихорадка, которая к счастью, на наш взгляд, начинает сходить на нет. За это время такие технологии, как блокчейн, вызывали безумный энтузиазм, и, на наш взгляд, сейчас начинается более трезвое отношение к таким технологиям", - сказала Набиуллина.
   "Бизнес старается совершенствовать такие технологии, ищет кейсы для практического применения их", - добавила она.
   В частности, по слова Набиуллиной, инструмент ICO стал прекрасным способом привлечь средства для новых продуктов. "Но мы видим, что на начальном этапе этот инструмент не был достаточно защищён от мошенников", - сказала глава регулятора.
   Но главное, по её словам, за последние годы произошло изменение в понимании финансовых технологий. "Цифровые технологии становятся нормой современного мира. Цифровые финансы - это уже не мир продвинутого потребителя. Это мир массового потребителя", - пояснила Набиуллина.

Источник: РИА Новости https://ria.ru/economy/20181018/1530941549.html


 

 
Риски оценят по размеру банка
18.10.2018

Риски оценят по размеру банка

   Банк России готов идти на уступки рынку в вопросах, касающихся оценки операционных рисков кредитными организациями. Это показала недавняя встреча представителей банков с ЦБ. Так, регулятор готов ввести в проект критерий существенности потерь, установить дифференцированный подход к оценке рисков и поэтапное введение регуляторных требований. Лояльность регулятора в данном случае несколько компенсирует сырость документа, который вводит требования к оценке оперрисков в банках.
   В начале недели состоялась закрытая встреча членов комитета по рискам Ассоциации банков России с представителями ЦБ, на которой обсуждался проект положения "О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе". Этот документ позволяет банкам в зависимости от масштаба деятельности рассчитывать операционные риски, включая риск информационной безопасности. Поводом для встречи послужило письмо банкиров в адрес регулятора с замечаниями по документу ("Ъ" ознакомился с ним). В письме, а потом и на встрече с регулятором банкиры указывали на отсутствие дифференцированного подхода к выставлению требований по оценке операционного риска в зависимости от размера банка и вида его лицензии. "Крупные банки уже сейчас оценивают операционные риски, в то же время в небольших банках такой оценки нет,- пояснил "Ъ" один из участников встречи.- Потому, в частности, было предложено использовать разные даты вступления в силу документа в зависимости от размера банка". При этом для банков с величиной активов более 500 млрд руб. (в настоящее время насчитается 17 кредитных организаций) предлагалось сделать обязательным выполнение требований документа до 31 декабря 2019 года, для банков с меньшими активами - до 31 декабря 2020-го.
   Присутствовавший на встрече начальник управления моделирования рисками департамента банковского регулирования ЦБ Михаил Бухтин, по словам участников встречи, высказал готовность поэтапного внедрения требований в течение двух лет. Кроме того, представители ЦБ поддержали и дифференциацию по банкам - и с большой долей вероятности все же для системно значимых кредитных организаций, банков с универсальной или базовой лицензией будут разные нагрузки, требования, параметры.
   Еще один важный вопрос, который был решен на встрече, касался возможности уже имеющейся в банке типизации и классификации рисков. "До встречи многие опасались, что в данном случае регулятор будет настаивать на полной перестройке процессов, что банкам придется все выстраивать заново в соответствии с требованиями ЦБ,- рассказывает один из участников встречи.- Однако Михаил Бухтин предложил банкам оставить свою типизацию, просто делать "мэппинг" своей структуры регистрируемой информации по операционным рискам на структуру ЦБ при ее представлении регулятору".
   Поднимали банки на встрече и вопрос относительно критериев существенности потерь от реализации операционных рисков. "Это противоречит логике принятия риска, принятой в банковской практике по всем иным видам риска, и приведет к необоснованным расходам на поддержание процесса (что само по себе является операционным риском)",- отмечалось в письме ассоциации и было обнародовано на встрече. В частности, представители банков с иностранным капиталом предлагали установить критерий существенности событий (в том числе сделок, действий персонала, хакерские атаки и т. п.) в соответствии с базельскими требованиями в ?10 тыс. Ведь именно такие рекомендации по оценке операционных рисков дает им "материнский" банк. Однако и ЦБ, и участники рынка отметили, что это завышенная оценка, было предложение отслеживать риск события от 10 тыс. руб. "Данный критерий так и остался обсуждаемым, однако по самому факту использования порогового значения принципиальное решение уже принято",- отметил один из собеседников "Ъ".
   В банках говорят о крайней важности прошедшей беседы. Как отмечает зампред правления ОТП-банка Сергей Капустин, "для нас важно сохранить имеющиеся продвинутые подходы к управлению операционным риском, а также применить критерий существенности по сумме". Вместе с тем предложенные поправки не решат все "проблемы" документа. Так, специалисты по информационной безопасности банков замечают, что документ противоречит многим документам ЦБ, например, применяемой сейчас "Методике оценки рисков информационной безопасности". Банк России ведет консультации с банками по предложенным ими вопросам, сообщили в пресс-службе регулятора.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/3772383


 

 
ЦБ зафиксировал снижение потерь банков от хакерских атак в 14 раз
18.10.2018

ЦБ зафиксировал снижение потерь банков от хакерских атак в 14 раз

Потери банков от хакерских атак за 8 месяцев 2018 года составили 76,49 млн рублей, в то время как аналогичный показатель 2017 года составил 1,08 млрд рублей, говорится отчете Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере департамента информационной безопасности Банка России (ФинЦЕРТ).
"За 8 месяцев 2017 г. кредитные организации потеряли 1 078 762 345 руб., а за аналогичный период 2018 г. - 76 495 882 рублей. Количество успешных атак - 22 и 20 случаев соответственно", - говорится в отчете.
Доля успешных атак нка банки снижается, уточнили в ЦБ. "Это объясняется как деятельностью различных CERT, так и повышением общего уровня кибербезопасности организаций кредитно-финансовой сферы: значительная часть фишинговых писем отфильтровывается на почтовом шлюзе и иными компонентами систем защит, в результате чего вредоносное письмо не доходит до получателя", - указано в отчете.
Источник: ИА RNS: https://rns.online/finance/TSB-zafiksiroval-snizhenie-poter-bankov-ot-hakerskih-atak-v-14-raz-2018-10-18/

 
Силуанов допустил докапитализацию системно значимых банков за счет дивидендов
18.10.2018

Силуанов допустил докапитализацию системно значимых банков за счет дивидендов

Источником докапитализации банков, для которых ЦБ вводит требования по надбавкам за системную значимость, в том числе, для ВТБ, может стать чистая прибыль, которая не будет направляться на дивиденды, сообщил журналистам первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.
"В том числе, с тем, чтобы выполнить нормы регулятора, который примет решение в части надбавки за системную значимость, мы не исключаем, что для большей устойчивости таких банков могут направляться средства дивидендов?Я хочу сказать, что источником для такой докапитализации может быть часть нераспределенной прибыли, которая в обычном случае могла бы пойти на дивиденды", - сказал он.
По мнению Силуанова, ЦБ примет взвешенное решение по вопросу надбавок для системно значимых банков.
"ЦБ, я думаю, примет взвешенное решение?Они могут "Базель" творчески применять", - добавил первый вице-премьер.
Силуанов подчеркнул, что правительство не планирует докапитализировать ВТБ из бюджета.
"Нет, мы из бюджета не планируем принимать решения по докапитализации ВТБ точно, тем не менее, видим, что Банк России, руководствуясь Базелем, вводит надбавки к капиталу для системообразующих банков, и ВТБ попадает в категорию таких банков. Поэтому ВТБ требуется дополнительная защита капитала, будем смотреть, как выполнять требования, которые регулятор вводит, начиная со следующего года в таких системообразующих банках", - пояснил первый вице-премьер.
Ранее аналитики международного рейтингового агентства Fitch заявили, что ВТБ и Газпромбанк являются наиболее чувствительными к колебанию курса рубля банками и могут иметь сложности с соблюдением требований ЦБ по надбавкам к капиталу, если курс рубля снизится до уровня 80 рублей за доллар.
Источник: ИА RNS: https://rns.online/finance/Siluanov-dopustil-dokapitalizatsiyu-sistemno-znachimih-bankov-za-schet-dividendov-2018-10-18/

 
Показатель доступности ипотеки для граждан вернулся на уровень середины прошлого года
18.10.2018

Показатель доступности ипотеки для граждан вернулся на уровень середины прошлого года

В соответствии с проведенным исследованием Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по состоянию на 1 октября 2018 г. размер рекомендованного семейного дохода, "комфортного" для обслуживания среднего ипотечного кредита, вырос по сравнению с 1 апреля 2018 г. на 8,7% и составил 70 300 руб. Таким образом, после снижения в конце 2017 - начале 2018 гг. в настоящее время показатель доступности ипотеки для граждан немного ухудшился, вернувшись на уровень середины прошлого года (на 01.08.2017 - 69 500 руб.).

   Показатель рекомендованного семейного дохода является индикатором доступности ипотечного кредитования для населения и фиксирует предельное отношение ежемесячных платежей семьи (домохозяйства) по ипотеке к ее ежемесячным доходам. Рассчитанный НБКИ показатель исходит из того, что относительно "комфортным" для заемщика является соотношение ежемесячных платежей к ежемесячным доходам на уровне 1/3.

   По состоянию на 1 октября 2018 г. самый высокий показатель рекомендованного семейного дохода, "комфортного" для обслуживания ипотечного кредита, среди 50 регионов с наибольшим объемом ипотечного портфеля зафиксирован в Москве (135 900 руб.), Московской области (101 400 руб.), Ямало-Ненецком АО (86 700 руб.), Санкт-Петербурге (81 300 руб.) и Ленинградской области (76 100 руб.). В свою очередь, наименьшее значение данного показателя было отмечено в Кировской (45 400 руб.), Вологодской (45 800 руб.) и Челябинской (46 600 руб.) областях, а также в Алтайском крае (47 800 руб.) и Оренбургской области (51 300 руб.).

  При этом ситуация с динамикой рекомендованного семейного дохода в различных регионах страны отличается неоднородностью. Наиболее высокую динамику роста данного индикатора (и, соответственно, снижения доступности ипотеки) среди 50 регионов с наибольшим объемом портфеля ипотечных кредитов демонстрируют Чувашская Республика (+25,8%), а также Липецкая (+16,9), Брянская (+14,4), Ульяновская (+13,2) и Пензенская (+12,5%) области. В то же время снижение показателя рекомендованного семейного дохода (и, соответственно, рост доступности ипотеки для населения) зафиксировано в Санкт-Петербурге (-10,1%), Волгоградской (-8,3) и Ярославской (-7,9) областях, Республике Саха (Якутия) (-7,2) и Московской области (-6,5%). В Москве за последние полгода данный показатель снизился на 3,3%.

Источник: Экономика и жизнь  https://www.eg-online.ru/article/383275/


 

 
Госдума одобрила в I чтении сокращение сроков передачи данных от банков правоохранителям
17.10.2018

Госдума одобрила в I чтении сокращение сроков передачи данных от банков правоохранителям

   Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на ускорение взаимодействия банков с правоохранительными органами. Законопроект был внесен группой депутатов от фракции ЛДПР.
   Проект документа определяет срок, в течение которого кредитные организации обязаны на основании решения суда предоставлять должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по операциям, счетам и вкладам физических лиц - в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего судебного решения. Речь идет о расследовании преступлений, совершенных с использованием безналичных форма расчета и электронных средства платежа.
   "Появляются новые типы мошенничества в сети интернет, появляется электронная валюта, появляются различные мессенджеры типа Telegram, которые позволяют делать все анонимно. Поэтому наш законопроект направлен на то, чтобы деятельность правоохранительных органов, направленная на расследования подобных преступлений через сеть интернет, стала более оперативной. Например, существует такая проблема - когда правоохранительные органы обращаются к банкам по деятельности физлиц, юрлиц, по операциям с банковскими картами, то нет конкретного срока предоставления данной информации. Мошенники успевают уже за это время свое грязное дело сделать", - сообщил один из авторов законопроекта, депутат Андрей Андрейченко.
   "Поэтому мы законопроектом предлагаем для большей эффективности установить трехдневный срок исполнения соответствующих решений судов после обращения правоохранительных органов банковским структурам", - добавил он.
   По словам депутата, законопроект поддержан двумя комитетами Госдумы и правительством.

Источник: ТАСС https://tass.ru/ekonomika/5684230


 

 
Радикальное смягчение: как власти планируют ослабить валютный контроль
17.10.2018

Радикальное смягчение: как власти планируют ослабить валютный контроль

   Отменить уголовную ответственность и радикально снизить штрафы за валютные нарушения - таковы новые инициативы Минэкономразвития. В Минфине и ЦБ сообщили РБК о поддержке курса на дальнейшую либерализацию валютного контроля

   Минэкономразвития предложило отменить уголовную ответственность за валютные правонарушения и существенно снизить административные штрафы. Блок инициатив по дальнейшей либерализации валютного законодательства вошел в план "Трансформация делового климата" (ТДК), который Минэкономразвития разработало вместе с экспертами и бизнесом. Материалы плана есть у РБК.

   "Минфин поддерживает данные инициативы", - сообщила РБК пресс-служба ведомства. Ранее министерство разработало, а правительство внесло в Госдуму законопроект о смягчении ответственности за нарушения валютного законодательства российскими экспортерами и импортерами.

   Общий курс на либерализацию валютного контроля поддержал Центробанк. "Мы видели отдельные предложения Минэкономразвития и частично их поддерживаем", - ответила РБК пресс-служба регулятора, не вдаваясь в подробности.

   "Трансформация делового климата" - это "новый механизм оперативного реагирования федеральных органов государственной власти на запросы бизнес-сообщества", который должен стать одним из ключевых инструментов правительства по созданию условий для экономического роста, следует из "Основных направлений деятельности правительства до 2024 года", утвержденных 1 октября.

"Драконовские" штрафы

   Минфин с 2017 года взял курс на либерализацию валютного законодательства: сначала российских граждан, проживающих большинство времени за границей, освободили от требований валютного контроля, затем Минфин представил ряд законопроектов о снижении штрафов и административной нагрузки на бизнес в области валютного контроля (см. здесь и здесь). Министр финансов Антон Силуанов (ныне первый вице-премьер) называл штрафы за незаконные валютные операции и невозврат экспортной выручки, достигающие 100% соответствующих сумм, "драконовскими", "сумасшествием".

   "Законодательство о валютном контроле устарело и не имеет особого смысла", - заявил РБК директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. "Изначально валютный контроль ввели для улучшения платежного баланса за счет контроля возврата и продажи валютной выручки. Но при свободном движении капитала смысл в валютном контроле пропал, и избыточное регулирование создает барьеры для международной торговли", - пояснил эксперт.

   По действующему закону экспортеры обязаны перечислять выручку на свои счета в российских банках. Это касается расчетов и в иностранной валюте, и в рублях. Компания должна сообщать банку о прописанных во внешнеторговых контрактах сроках. Если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день, компанию штрафуют. За каждый день просрочки нужно заплатить 1/150 ключевой ставки ЦБ. Штрафы за невозврат составляют 75-100% суммы сделки. Срок давности привлечения к ответственности - два года.

   "Соразмерность и обоснованность столь высоких штрафов вызывает серьезные сомнения", - заявил РБК старший вице-президент Российского экспортного центра и руководитель профильного направления плана "Трансформация делового климата" Алексей Кожевников.

   Зачастую задержки происходят по вине контрагента (иностранного покупателя), отметил он. "Экспортер несет ответственность не только за свои действия, но и фактически за действия своего контрагента, который в силу разных обстоятельств может задержать или вовсе не выплатить причитающуюся сумму дохода", - пояснил Кожевников. Российские компании вынуждены нести дополнительную нагрузку, вести переговоры с иностранными партнерами и оформлять дополнительные соглашения.

Что предлагает Минэкономразвития

   План Минэкономразвития включает предоставление бизнесу отсрочки в 30 дней, в течение которых экспортеры могут получить валютную выручку на счета в российских банках без штрафных санкций. Эта мера уже внесена в Госдуму в составе правительственного законопроекта (разработчик Минфин), рассмотрение которого намечено на ноябрь этого года. Аналогичный 30-дневный период предусматривается этим законопроектом и для российских импортеров, которые заплатили нерезиденту за товар или услугу, но еще не получили его/ее.

   При обсуждении законопроекта Минфина бизнес предлагал увеличить период отсрочки до 90 либо даже до 180 дней, учитывая нередко возникающие досудебные и судебные споры с контрагентами, которые длятся больше 30 дней. Поступали также предложения "отменить ответственность за репатриацию валютной выручки, заменив ее контролем со стороны ФНС и Росфинмониторинга", следует из материалов на сайте regulation.gov.ru.

   Предельные штрафы за нарушение обязанности по зачислению средств на счета в российских банках предложено снизить до 5% от суммы денежных средств или вовсе заменить их предупреждениями. Такая обязанность ложится не только на экспортеров и импортеров, но и на российских граждан, которым в общем случае запрещено получать средства на счета в зарубежных банках. Максимальный штраф за нарушение этих требований сейчас составляет 100%.

   Эта инициатива Минэкономразвития идет дальше текущего законопроекта правительства, в котором штрафы для экспортеров/импортеров предложено снизить до 5-30%.

   При этом для избранных "профессиональных участников внешнеэкономической деятельности", критерии которых должно определить правительство, предложено вовсе отменить штрафы за срыв сроков поступления валютной выручки. Работа над поправками об отмене штрафов уже началась, сказал РБК Кожевников.

Без уголовной ответственности

   Кроме того, Минэкономразвития выступает за полную отмену штрафов для банков, являющихся агентами валютного контроля, за задержку подачи отчетности о валютных операциях по экспортным сделкам. За несвоевременную подачу отчетности для юрлиц предусмотрен штраф от 5 тыс. до 600 тыс. руб. в зависимости от длительности задержки.

   В плане министерства также есть пункт об отмене уголовного наказания за уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте. Максимальное наказание по этой статье сегодня составляет до пяти лет лишения свободы и штраф до 1 млн руб. За декриминализацию также выступает Минфин, сообщал ранее "Интерфакс". Эти положения Уголовного кодекса фактически дублируют нормы КоАП, что создает "дополнительные риски давления со стороны правоохранительных органов", отмечал Центр стратегических разработок (ЦСР) в мартовском докладе.

   В перспективе обсуждается переход от сквозного контроля всех валютных операций к проверке только тех, которые вызывают сомнения у банков и налоговых органов, рассказал РБК Кожевников. В плане "Трансформация делового климата" предложено определить понятие и критерии "сомнительной сделки" и механизм выявления таких валютных операций.

   Существуют альтернативные валютному контролю механизмы контроля за движением средств, пояснил РБК Кнобель. "Россия присоединилась к автоматическому обмену налоговой информацией, борьбе с отмыванием денег по стандартам ФАТФ", - указал Кнобель.

   "Валютный контроль должен быть отменен. В будущем речь должна идти о свободном пользовании иностранными счетами, отмене требований репатриации и запрета на валютные операции между резидентами", - считает эксперт.

   Либерализация валютного контроля, по его словам, позволит бизнесу снизить издержки и стимулирует рост международной торговли. "Бизнес несет дополнительные затраты на обслуживание валютных счетов, составление документации. Особенно это касается работающих на экспорт средних и малых предприятий. Если издержки будут снижены или обнулены, снизятся лишние барьеры для экспорта", - пояснил Кнобель.

Источник: РБК https://www.rbc.ru/economics/17/10/2018/5bc60bb69a794707517432cc?from=main

 
ЦБ: количество банкнот по 200 рублей выросло с начала года в 20 раз, по 2 тыс. рублей - в 14 раз
17.10.2018

ЦБ: количество банкнот по 200 рублей выросло с начала года в 20 раз, по 2 тыс. рублей - в 14 раз

Количество банкнот новых номиналов продолжает увеличиваться: за девять месяцев текущего года число 200-рублевых банкнот в наличном денежном обращении выросло в 20 раз, а банкнот номиналом 2 тыс. рублей - почти в 14 раз. Такие данные приводит пресс-служба Банка России.

   Традиционно больше всего в обращении находится тысячерублевых банкнот (28%), за ними следуют пятитысячные (25%), замыкают тройку лидеров сторублевые банкноты (18%).
   За три квартала 2018 года объем наличных денег в обращении вырос на 427,6 млрд рублей, свидетельствуют данные ЦБ. Объем денег в виде банкнот увеличился на 422,4 млрд рублей, в виде монет - на 5,2 млрд рублей.
   По состоянию на 1 октября текущего года в обращении находилось 9 трлн 975,2 млрд рублей, основная часть (99%) - банкноты.

Источник: Банки.ру http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10707808



 

 
Начало | Пред. | 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19 | След. | Конец 
Все новости


Все новости
Партнеры
Реклама