Учебный Центр "ПрофТест"
СПС "ПрофТест"













Депутаты перенесли первое чтение законопроекта об "ипотечных каникулах"
19.03.2019

Депутаты перенесли первое чтение законопроекта об "ипотечных каникулах"

Государственная Дума решила перенести первое чтение законопроекта N655479-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заёмщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заёмщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заёмщика)" на 21 марта 2019 г.

   Первое чтение документа должно было пройти сегодня, 19 марта 2019 г. "Принято решение перенести на 21 марта, идут консультации", - заявил спикер ГД Вячеслав Володин. Вчера профильный комитет нижней палаты парламента по финансовому рынку поддержал законопроект об ипотечных каникулах и рекомендовал депутатам принять его в первом чтении.
  Законопроектом предлагается установить льготный период сроком до шести месяцев, в рамках которого тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, будет предоставлена возможность приостановить выплаты, либо уменьшить их размер.
  Рассматривать такие обращения банки, согласно документу, должны будут в течение пяти дней. "Ипотечные каникулы" станут возможными для граждан, потерявших работу, получивших инвалидность I и II группы, для тех, кто потерял кормильца, а также в случае временной нетрудоспособности в течение двух месяцев и в случае снижения семейного дохода супругов более чем на 30 процентов, пояснял ранее В. Володин.

Источник: Экономика и жизнь https://www.eg-online.ru/news/395975/


 

 
ЦБ выпустил веб-игру по финграмотности для детей
19.03.2019

ЦБ выпустил веб-игру по финграмотности для детей

Центробанк выпустил игру по финансовой грамотности для детей - "Тайна потерянной копилки", сообщил регулятор в своем Twitter-аккаунте.
  Как уточняется на информационно-просветительском портале ЦБ по финграмотности, это веб-игра для детей от шести лет, но будет интересна также подросткам и взрослым.
  "Цель игры - рассказать ребенку, как грамотно обращаться с деньгами, планировать и копить на свои цели, а также избегать рисков.   Чтобы дети лучше понимали тему и были вовлечены в нее, обучение проходит в формате захватывающей игры: ребенку нужно спасти накопления героев от мошенников и злого колдуна", - отмечается в сообщении на сайте Fincult.info.

Источник: Банки.ру https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10891686



 

 
Данные об абонентах доверят посредникам: В проект о проверке сведений для банков внесут поправки
18.03.2019

Данные об абонентах доверят посредникам: В проект о проверке сведений для банков внесут поправки

Банки и коллекторы смогут проверять информацию об абонентах сотовых операторов через специальных технических посредников, возможность создания которых предлагается включить в профильный законопроект ко второму чтению в Госдуме. Собственного интегратора в этой сфере может создать ЦБ, заинтересованный в контроле над рынком данных, считают собеседники "Ъ". В самих банках и операторах связи, уже сотрудничающих в проверке данных напрямую, сомневаются в необходимости нового регулирования.

   В законопроект о создании единой системы проверки сведений об абонентах мобильных операторов будут внесены поправки ко второму чтению, сообщили "Ъ" в аппарате правительства. Срок их предоставления истекает в понедельник, но Минкомсвязи поручено продлить его и в то же время "ускориться с внесением проекта поправок в правительство", уточнили в аппарате. Госдума приняла законопроект в первом чтении 6 марта. По словам его главного разработчика главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, понимания, какие именно поправки будут внесены в проект, пока нет. "Мы продлим срок внесения поправок и будем методично над этим работать, никакой спешки нет",- заявил он "Ъ".
   14 марта поправки обсуждались на совещании в Совете федерации, где были представители Банка России, Сбербанка, Газпромбанка, Тинькофф-банка, Национальной платежной ассоциации, коллекторских агентств, операторов связи (МТС, "Вымпелком", "МегаФон", Tele2) и Роскомнадзора. Источник "Ъ", знакомый с проектом, уточняет, что суть новых поправок в том, что для проверки сведений об абонентах предлагается привлечь технического посредника, требования к которому будут установлены постановлением правительства. Эта норма позволит ЦБ создать своего интегратора в этой сфере, а другим участникам рынка использовать его или других посредников, как это происходит с операторами фискальных данных, которых в стране уже около десяти, говорит собеседник. "Услуга будет платной, но цена операторов должна быть публичной, и они не могут отказать банкам в присоединении напрямую или через посредника",- уточняет он.
   Именно ЦБ, по информации "Ъ", в первую очередь заинтересован в принятии законопроекта и создании единой системы, несмотря на разногласия участников рынка и замечания к проекту со стороны Счетной палаты и правительства. Это даст регулятору возможность контролировать оператора системы и то, какие именно сведения будут через нее передаваться. В ЦБ не ответили на запрос "Ъ".
   Пользователями системы должны стать ЦБ, банки, операторы платежных систем и услуг платежной инфраструктуры, некредитные финансовые организации и другие структуры по согласованию с ЦБ, в том числе официальные коллекторы. Через систему будет передаваться информация о статусе обслуживания абонентов, например смене сим-карты, номера, включении переадресации и пр., поясняет источник "Ъ". Этим законодатели рассчитывают пресечь мошеннические действия и избавить граждан от ошибок со стороны кредиторов и коллекторов.
   Мнения банкиров о необходимости единой системы и внесения новых поправок в законопроект разделились. По оценке одного из собеседников "Ъ" на финансовом рынке, затраты на создание системы могут быть значительно выше, чем польза от нее, особенно учитывая, что операторы уже реализовали весь функционал на коммерческой основе. "Система реализует очень упрощенный функционал - например, по запросу оператору предоставляется информация о принадлежности номера, ФИО и дате рождения абонента, однако примерно по четверти базы у операторов нет данных по паспортам,- рассуждает он.- Еще часть данных не соответствует реалиям, зачастую сим-карта оформлена на одно лицо, а пользуется ею другой человек". Законопроект создает никому не нужное решение, категоричен топ-менеджер крупного банка: "Крупных операторов всего четыре, банки, которым необходима информация, уже вполне успешно взаимодействуют с ними, и этот процесс не нуждается в госрегулировании". Впрочем, по мнению другого банкира, смысл законопроекта именно в возможности работы через одного посредника, что сократило бы затраты банков.
   Инициатива ранее также вызвала критику МТС, "Вымпелкома" и "МегаФона", которые 27 февраля обратились с письмом (есть у "Ъ") к вице-премьеру Максиму Акимову. Сейчас при согласии клиента обмен информацией, которая может свидетельствовать о мошенничестве при дистанционном банковском обслуживании, уже осуществляется, следует из письма. А создание и обслуживание единой системы несет риски в сфере экономики и информационной безопасности, может привести к монополизации сервиса, а также создать дополнительные издержки для операторов, считают они. Возможны и злоупотребления со стороны пользователей системы, которые могут дополнять собранные из открытых источников сведения о клиентах и создавать собственные базы данных вплоть до получения статуса монопольного "суперагрегатора данных", добавляет президент Ассоциации участников рынка больших данных Анна Серебряникова.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/3915429

 
ЦБ не поддержал идею Минфина допускать до бюджетных средств только банки с госучастием
18.03.2019

ЦБ не поддержал идею Минфина допускать до бюджетных средств только банки с госучастием

Банк России не поддерживает предложение Минфина допускать до привлечения бюджетных средств только банки с государственным участием в капитале, а также считать величину капитала банка при размещении бюджетных средств обязательным требованием наравне с кредитным рейтингом.
"По мнению Банка России, такая схема создаст еще большие преимущества крупным банкам с государственным участием. Наличие у банка капитала не ниже установленного размера не всегда является полноценной гарантией его надежности", - говорится в ответе первого зампреда ЦБ Сергея Швецова на вопросы банкиров по итогам встречи в "Бору".
По оценке ЦБ, предъявление таких требований к банкам при размещении бюджетных средств еще больше снизит количество потенциальных участников этого сегмента рынка - с 20 по состоянию на 1 ноября 2018 года (по действующим критериям допуска банков до бюджетных денег) до 13.
ЦБ и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считают, что основным рыночным критерием должен стать кредитный рейтинг, а размер капитала должен использоваться только при определении лимита денежных средств, размещаемых в банке, или размера выдаваемых банковских гарантий. Минфин же считает, что размер капитала должен быть обязательным критерием наравне с рейтингом, а привлекать бюджетные средства должны только банки с госучастием.
Сейчас правительство РФ рассматривает изменение механизма допуска банков к привлечению отдельных категорий денежных средств (в первую очередь бюджетных), выдаче отдельных видов банковских гарантий и получению субсидий в рамках программ льготного кредитования. Минфин при участии ЦБ подготовил и внес в правительство доклад об упрощении этого механизма.
"В настоящее время ожидается решение правительства Российской Федерации по данному вопросу", - говорится в материалах ЦБ.
Источник: https://tass.ru/ekonomika/6223300




 
В Ассоциации банков России обсудили вопросы повышения информационной безопасности кредитных организаций
18.03.2019

В Ассоциации банков России обсудили вопросы повышения информационной безопасности кредитных организаций

15 марта участники комитета по информационной безопасности обсудили процессы безопасной разработки банковских систем, нормативное регулирование противодействия хищению денежных средств, совершенствование организации противодействия киберпреступлениям.
Управляющий директор-начальник управления экспертизы кибербезопасности Сбербанка Сергей Крайнов рассказал о подходах к разработке безопасных продуктов, отметив, что любой механизм защиты работает только при естественном встраивании в бизнес-процесс.
Юрий Шабалин из Swordfish Security рассказал об общемировых и российских трендах по построению безопасной разработки продуктов. Он отметил, что подразделения безопасности уходят от принципа заградительного контролирующего звена и все чаще встраиваются в процесс разработки продуктов.
Ксения Калемберг из ITDGroup, представляя цикл безопасной разработки, подчеркнула, что безопасность должна приходить в продукт как можно раньше и начинать надо с обучения разработчиков. После обучения разработчики могут смотреть на ситуацию не только со стороны продукта, но и со стороны хакера.
Обсуждая тему регулирования с представителем центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России Артемом Калашниковым, председатель комитета по информационной безопасности Станислав Кузнецов отметил, что у всех участников рынка готовность к исполнению требований закона 167-ФЗ разная, и предложил дать время кредитным организациям на подготовку и перестройку инфраструктуры в части противодействия хищению денежных средств.
Президент Ассоциации банков России Георгий Лунтовский предложил на площадке Ассоциации организовать дискуссию с привлечением кредитных организаций, регулятора, правоохранительных органов, чтобы объединить усилия в борьбе с киберпреступлениями.
Источник: Ассоциация банков России:https://asros.ru/ru/pr/news/22842-v-assotsiatsii-bankov-rossii-obsudili-voprosy-povysheniya-informatsionnoi-bezopasnosti-kreditnykh-organizatsii





 
Visa тестирует в России технологию приема бесконтактных платежей с помощью телефона
18.03.2019

Visa тестирует в России технологию приема бесконтактных платежей с помощью телефона

Платежная система Visa запустила пилотный проект по использованию мобильного телефона вместо терминала для приема платежей в торговых точках, сообщила генеральный директор Visa в России Екатерина Петелина. Ее слова приводит "Интерфакс".
"Идея такая, что терминалом фактически может работать телефон. При этом всем важно, чтобы платежи были по-прежнему безопасны", - отметила она. По словам Петелиной, Visa развивает этот проект с несколькими вендорами в связке с эквайерами в России. Решение, по ее словам, позволит удешевить стоимость самого терминала и помочь в том числе малому и микробизнесу, для которого проблема - именно цена устройства.
Петелина напомнила, что еще одним вариантом решения проблемы с безналичной оплатой в небольших точках может стать оплата по QR-коду. "У нас тоже есть свое решение, и мы будем в конце апреля - начале мая с ним готовы", - сказала она. Позже она уточнила, что речь идет о том, что в апреле-мае Visa поделится новостями о статусе проекта.
Visa может запустить оплату по QR-коду в России
В декабре 2018 г. Mastercard и Сбербанк запустили в пилотном режиме подобную систему "Сбербанк TapOnPhone". Одноименное приложение позволяет бизнесменам принимать платежи от клиентов без терминала, при помощи смартфона. Чтобы подключиться к системе, необходимо заключить договор эквайринга со Сбербанком и установить приложение на смартфон на базе Android 6.0 и выше с поддержкой NFC.
Источник: Ведомости: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2019/03/15/796529-telefona

 
ЦБ РФ хочет дестимулировать кредитование сделок M&A, не приводящих к росту экономики
18.03.2019

ЦБ РФ хочет дестимулировать кредитование сделок M&A, не приводящих к росту экономики

   ЦБ РФ планирует дестимулировать кредитование банками сделок слияний и поглощений (M&A), которые не способствуют росту экономики страны, говорится в ответе главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной банкирам по итогам встречи в пансионате "Бор" в конце января.
"Банк России планирует дестимулировать кредитование банками сделок слияний и поглощений, которые не способствуют экономическому росту", - говорится письме.
   Глава регулятора указывает, что потенциальным риском для банков в 2019 году может стать накопление "плохих" долгов предприятий, использующих кредитные средства не для расширения производства, а для рефинансирования таких долгов. В ряде случаев компании это делают для бизнес-экспансии без существенного экономического ответа, отмечается в письме.
   В июле прошлого года зампред ЦБ Василий Поздышев говорил, что регулятор пока не планирует повышать требования по кредитованию таких сделок.

Источник: Агентство экономической информации ПРАЙМ https://1prime.ru/finance/20190315/829807302.html



 

 
НРА: темпы роста рынка микрозаймов в 2018 году приблизились к 40%
18.03.2019

НРА: темпы роста рынка микрозаймов в 2018 году приблизились к 40%

Темпы роста рынка микрозаймов в 2018 году составили 37% по сравнению с 2017-м. Основным драйвером роста выступает розничное кредитование. Об этом в своем исследовании сообщает Национальное рейтинговое агентство (НРА).

   "Модель бизнеса микрофинансовых организаций позволяет предоставлять займы различным сегментам заемщиков: растет и число займов, и средняя сумма займа. Рост рынка микрозаймов в 2018 году приблизился к 40%, в том числе за IV квартал 2018 года динамика составила 13,9%. Займы МФО все так же рассматриваются заемщиками как "план Б" относительно банковских продуктов как в сегменте МСБ (малого и среднего бизнеса. - Прим. ред.), так и в рознице", - говорится в исследовании.
   Последний квартал 2018 года был отмечен потерей рынком МФО своих крупных участников, при этом рост объема займов, выданных МФО, продолжался, отмечает агентство.
   Средняя сумма займа физлица находится на уровне 12,22 тыс. рублей по итогам 2018 года - на 5% и 15% соответственно выше данных III и II кварталов 2018-го. Тогда средняя сумма займа составляла 11,67 тыс. и 10,66 тыс. рублей соответственно. По сегменту МСБ средняя сумма займа находится на уровне 1 млн 197,4 тыс. рублей по итогам 2018 года. Это на 6% и 10% соответственно выше данных III и II кварталов 2018 года. Средняя сумма займа в указанные периоды составляла 1 млн 132,7 тыс. и 1 млн 087,12 тыс. рублей соответственно.
   Годовая динамика совокупного роста задолженности заемщиков перед МФО в полтора раза опережает темпы роста потребительского банковского кредитования (22%), а динамика задолженности физлиц превышает темпы роста банковской розницы вдвое. Задолженность сегмента МСБ перед МФО выросла на 38% в годовом выражении.
   Кроме того, НРА отмечает и ограничения, которые планирует ввести ЦБ для МФО, - ограничения ежедневной ставки по займу, максимального размера переплаты, размера предельной долговой нагрузки и других приводят не только к сокращению количества займов "до зарплаты", но и к росту числа вынужденных отказов. Так, в связи с этим агентство прогнозирует, "что в рамках 2019 года доля таких отказов потенциальным заемщикам может составить порядка 10-15% (что эквивалентно 1 млн договоров займа)".
   "У сегмента МФО маржинальность в целом выше, чем у банковского сектора, поэтому при адекватной организации системы риск-менеджмента и уровне скоринга участники рынка МФО смогут адаптироваться к серьезным изменениям. Если кто-то и будет находиться в потенциальной зоне риска, то это заемщики", - добавили в НРА.

Источник: Banki.ru https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10891589



 

 
Годовая прибыль Сбербанка с учетом СПОД составила 782 млрд рублей
18.03.2019

Годовая прибыль Сбербанка с учетом СПОД составила 782 млрд рублей

Прибыль Сбербанка за 2018 год с учетом событий после отчетной даты составила порядка 782 млрд рублей против чуть менее чем 654 млрд в 2017-м. Такие данные приводятся в годовой бухгалтерской отчетности банка по РСБУ, опубликованной на портале раскрытия корпоративной информации.

   Таким образом, показатель увеличился на 20% в годовом выражении.
   При этом прибыль с учетом событий после отчетной даты оказалась меньше, чем без их учета. В середине января Сбербанк представил данные, согласно которым его годовая чистая прибыль, рассчитанная по внутренней методике без учета СПОД, выросла на 24% до 811 млрд рублей.
   Кроме того, в конце февраля Сбербанк опубликовал годовую отчетность по МСФО: прибыль группы увеличилась на 11% по сравнению с 2017 годом и достигла почти 832 млрд.

Источник: Банки.ру https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10891596



 

 
Reuters узнал о пошаговом плане российских банков на случай санкций
15.03.2019

Reuters узнал о пошаговом плане российских банков на случай санкций

С прошлого года крупные банки России разрабатывают схему действий на случай, если кто-то из них окажется под санкциями. Схема должна помочь выиграть время, успокоить клиентов и избежать резкой остановки валютных расчетов.
Крупнейшие российские банки разрабатывают схему действий на случай, если в отношении кого-то из них будут введены санкции. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на четыре источника, знакомых с ситуацией.
"Каждый важный банк имеет пошаговый план, что он делает в той или иной ситуации.
Первый месяц расписан по дням, если не по часам", - приводит агентство слова одного из своих собеседников.
По данным агентства, ведущие российские банки начали разрабатывать схему в минувшем году совместно с Минфином и Центробанком. В случае, если кто-то из крупных банков окажется отрезанным от валютных операций из-за санкций, схема должна позволить выиграть время, успокоить клиентов и избежать резкой остановки валютных расчетов.
Для поддержания валютных расчетов есть несколько опций, знает собеседник агентства.
Среди них - использование взаимных корреспондентских счетов. Так, крупнейшие российские банки, такие как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и РСХБ, имеют валютные корреспондентские счета в ряде иностранных банков, включая Citibank и JPMorgan. Помимо долларов США у ряда банков также есть счета в других валютах в различных иностранных банках. В случае попадания российского банка в санкционный список он будет отрезан от транзакций в долларах США с внешним миром.
В этом случае банки готовятся использовать валютные корсчета, которые у них уже есть, или открывать новые. "То есть они будут эти доллары гнать внутри себя через внутренние проводки, минуя корсчет [например] в Citi", - сказал источник в иностранном банке. "Но все равно кто-то один из этой цепочки должен иметь корсчет в долларах в Citi или JPMorgan. Им нужно будет все равно делать какие-то внешние платежи и [иметь] поступления, мостик должен быть", - добавил он.
Еще один вариант поддержки валютных расчетов - предоставление Центробанков валюты "чистому банку" не под санкциями. Тот в свою очередь сможет распределять валютную ликвидность дальше по системе.
вариант является наиболее рискованным. Он подразумевает, что ЦБ предоставляет валюты санкционному банку напрямую, однако в этом случае сам ЦБ рискует попасть под санкции, отмечают источники.
Вторая угроза - это отключение от системы обмена банковскими сообщениями SWIFT. На этот случай есть система обмена финансовыми сообщениями Банка России, рассказывают собеседники.
Последний законопроект о санкциях США не имеет каких-либо жестких мер в отношении российских банков и не называет конкретных имен.
Центробанк и Сбербанк отказались от комментариев. Минфин, ВТБ, Промсвязьбанк, ВЭБ, Газпромбанк и РСХБ на запросы Reuters не ответили.
Источник: Рейтер: https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN1QV25W-ORUBS

 
ФНС разработала программный интерфейс для работы банков с самозанятыми
15.03.2019

ФНС разработала программный интерфейс для работы банков с самозанятыми

Федеральная налоговая служба (ФНС) России разработала открытый API-интерфейс, который позволит банкам и электронным площадкам интегрировать функционал приложения для самозанятых "Мой налог" в свои сервисы.

Об этом рассказал глава ФНС Михаил Мишустин на мастер-классе, посвященном цифровизации налоговых органов, для финалистов Всероссийского конкурса управленцев "Лидеры России", сообщается в пресс-релизе налоговой службы.
"Налоговая служба разработала открытый API для взаимодействия с банками и операторами электронных площадок. С помощью открытого API они смогут интегрировать функционал приложения "Мой налог" в свои программные продукты и сервисы, а это еще больше упростит уплату НПД (налог на профессиональный доход - прим. ТАСС)", - говорится в сообщении ФНС.
API (application programming interface) - интерфейс, позволяющий посредством команд, запросов и ответов внешнему приложению обращаться к системам внутри банка. Примером API можно считать мобильное приложение, которое позволяет клиенту проверять свой баланс, просматривать историю операций и совершать платежи со счетов, открытых в разных банках.
В настоящее время электронные сервисы "Яндекс.Такси" и "Ситимобил" уже отражают доходы самозанятых водителей, а Альфа-банк регистрирует граждан как самозанятых и намерен в будущем развивать возможности применения специального налогового режима для своих клиентов, отметили в налоговой службе.
Ранее замглавы ФНС Даниил Егоров сообщал, что к сервису налоговой службы по уплате налога для самозанятых готовы подключиться более 30 банков.
Источник: ТАСС: https://tass.ru/ekonomika/6217355








 
Госдума исключила в I чтении выдачу банковских гарантий из перечня лицензируемых операций
15.03.2019

Госдума исключила в I чтении выдачу банковских гарантий из перечня лицензируемых операций

   Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий исключение операции по выдаче банковских гарантий из перечня банковских операций, осуществление которых производится только на основании выдаваемой Банком России лицензии. Законопроект был инициирован правительством РФ.
   Федеральный закон "О банке развития" устанавливает перечень банковских операций, осуществляемых ВЭБ.РФ при выполнении своих функций, в который включена, в том числе, операция по выдаче банковских гарантий. Другим законом в гражданский оборот введен институт независимой гарантии, которая может выдаваться банками и другими кредитными организациями (банковские гарантии), а также другими коммерческими организациями. Банковская гарантия является разновидностью независимой гарантии. При этом требование о лицензировании деятельности по выдаче независимой гарантии не установлено - таким образом, имеет место правовая коллизия, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
   Для ее устранения законопроект исключает банковскую операцию по выдаче банковских гарантий из перечня банковских операций, одновременно включив ее в число сделок, которые вправе осуществлять кредитная организация "ВЭБ.РФ".
   Одновременно Госдума приняла в первом чтении сопутствующий законопроект, приводящий перечень операций, осуществляемых банками и Внешэкономбанком и не облагаемых НДС, в соответствие с действующим законодательством - из него исключены операции по исполнению банковских гарантий, выдаче поручительств за третьих лиц, оказанию услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент-банк", получению от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий, уплаченных банком по договорам страхования.

Источник: ТАСС https://tass.ru/ekonomika/6215660


 

 
ЦБ не смог продать Азиатско-Тихоокеанский банк: От участия в аукционе отказались все претенденты
15.03.2019

ЦБ не смог продать Азиатско-Тихоокеанский банк: От участия в аукционе отказались все претенденты

   Аукцион по продаже Азиатско-Тихоокеанского банка (АТБ) не состоялся, так как оба допущенных до торгов участника - Московский кредитный банк (МКБ) и Совкомбанк - отказались в нем участвовать. Торги перенесены на 2020 год, когда АТБ раскроет свою отчетность за текущий год. Таким образом, появляется возможность, что в следующем аукционе примет участие китайский инвестор.
   О том, что аукцион по продаже АТБ не состоялся, сообщила пресс-служба Банка России. Произошло это в связи с тем, что из двух допущенных регулятором к аукциону участников "фактически ни один не принял участия в торгах".
   Таким образом, все акции банка остаются в собственности ЦБ, а сам АТБ продолжит работу в прежнем режиме под управлением временной администрации.
   В скором времени регулятор изучит вопрос о формировании в банке постоянных органов управления, под руководством которых сможет быть определена стратегия развития бизнеса АТБ. "Продажу банка планируется осуществить в 2020 году после раскрытия банком информации о результатах его деятельности за 2019 год широкому кругу лиц, включая потенциальных инвесторов",- добавили в Банке России.
   Отказ от покупки АТБ в МКБ официально объяснили "пересмотром своего видения развития в регионе".
   В Совкомбанке сообщили, что провели подробные финансовую и налоговую проверки АТБ силами аудиторской компании EY. Несмотря на сжатые сроки и большие изменения за последний год в банке, due diligence был завершен в срок. Как уточнили в Совкомбанке, ЦБ зачистил баланс и усилил риск-менеджмент банка, основной бизнес АТБ прибылен и работает эффективно. "К сожалению, даже с учетом значительных синергий с Совкомбанком и намерения усилить наше присутствие на Дальнем Востоке, нижняя цена аукциона была слишком высокой для нас,- привели в Совкомбанке позицию председателя правления банка Дмитрия Гусева.- Решение было принято накануне аукциона, уже после того, как мы получили разрешения ФАС и ЦБ на приобретение АТБ и прошли регистрацию на аукционе".
   Ранее "Ъ" сообщал, что аукцион по продаже АТБ с большой вероятностью не состоится. Совкомбанк и МКБ, которые проявляли интерес к покупке дальневосточного банка, не хотели принимать участие в торгах, так как не могли провести полноценный due diligence, а также заключить договор, в котором описана ответственность ЦБ как продавца. Впрочем, по информации "Ъ", до due diligence незадолго до аукциона были допущены оба претендента.
   Интерес к покупке АТБ проявляли и китайские инвесторы. В частности, по информации "Ъ", харбинский банк "Лунцзян" совместно с российским банком "Солидарность" хотели принять участие в аукционе. Однако купить АТБ им не удалось из-за того, что "Лунцзян" завяз в китайской бюрократии и не успевал получить необходимые согласования в своей стране к началу торгов (см. "Ъ" от 6 февраля). При этом он может принять участие во втором туре, так как повторное прохождение согласований пройдет по ускоренной процедуре.
   Источник "Ъ" в ЦБ утверждает, что участников аукциона не устроила цена - оба банка посчитали, что АТБ стоит дешевле 6 млрд руб.
Условия аукциона при этом предполагают, что банк может быть продан только в диапазоне от 6-9,9 млрд руб. (между величиной уставного и собственного капитала). Источник "Ъ" в МКБ говорит, что банк отказался от покупки АТБ из-за высокой цены. Кроме затрат непосредственно на покупку, банк требует дополнительных инвестиций, утверждает он. Текущая рентабельность бизнеса АТБ на уровне 10-15% оказала бы сильное негативное влияние на рентабельность, добавляет другой собеседник. По словам еще одного источника, во время санации из АТБ ушли ключевые клиенты, которые генерировали существенную часть дохода.
   Эксперты считают, что банк работает неэффективно. "Скорее всего, покупателей не устраивала даже минимальная цена продажи в 6 млрд руб.,- считает младший директор Fitch Ratings Руслан Булатов.- Причин может быть несколько, например банк не показывает необходимую доходность, что может быть связано с потерей доли рынка и операционной эффективности после введения временной администрации".    Возможно, эта цена не покрывала юридические риски, связанные с векселями ФТК и списанием субдолга от IFC, добавляет он. "Стартовые позиции АТБ неплохие за счет хорошего проникновения банка в регионах Сибири и Дальнего Востока, однако по мере погашения кредитов заемщики могут переходить в другие банки на более выгодные условия, как и вкладчики после окончания депозитов,- отмечает младший директор по банковским рейтингам ''Эксперт РА'' Иван Уклеин.- Это создает давление на и без того недостаточно высокую операционную эффективность АТБ". Банк хоть и докапитализировали, но у него могла упасть маржинальность и доходность, соглашается управляющий партнер ФГ "Дмитрий Донской" Дмитрий Курбатский. "Бизнес-модель стала менее эффективной с приходом государства,- полагает он.- Вероятно, что МКБ, что Совкомбанк просто боятся, что после покупки АТБ этот актив не будет генерировать доходы".
   Для ЦБ была крайне важна эта сделка, так как АТБ - первый банк, который он финансово оздоравливал не с помощью внешнего инвестора, а сам.
   Так как банк остается в собственности ЦБ, то финальный этап этой процедуры - продажа здорового банка на рыночных условиях. По схожей схеме ЦБ планирует продать другие банки, такие как "Открытие" и Минбанк. Поэтому зампред ЦБ Василий Поздышев уже заявил, что ЦБ не отказывается от планов продажи АТБ, а создаст в банке постоянные органы управления, которые будут управлять банком несколько кварталов. По итогам 2019 года АТБ предоставит годовую отчетность и потенциальные инвесторы смогут оценить перспективы. Сейчас же регулятор считает, что "в текущей ситуации АТБ не может стоить менее 6 млрд руб.",- заявил господин Поздышев. Но тут же добавил, что "после возвращения к вопросу о продаже банка, будут также определены и возможные ценовые параметры продажи".

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/3909776


 

 
ЦБ: в 2018 году на оплату товаров и услуг пришлось 76% операций по картам
15.03.2019

ЦБ: в 2018 году на оплату товаров и услуг пришлось 76% операций по картам

На оплату товаров и услуг в 2018 году пришлось 76% от общего числа трансакций по картам. Об этом сообщает в своем пресс-релизе Центробанк России.

  Переводы с карты на карту составили 14%, опередив операции по получению наличных средств - 10%, отмечает регулятор.
  Однако, уточняет ЦБ, по объему операций переводы с карты на карту стали абсолютными лидерами - таких переводов было совершено на 27,4 трлн рублей. Товаров и услуг граждане оплатили картами на 21 трлн рублей.
  "Таким образом, общий объем безналичных операций - более 48 трлн рублей - почти вдвое превысил операции по снятию наличных с карт (26,6 трлн рублей)", - комментирует регулятор.
  В прошедшем году сохранилась тенденция к росту числа активных карт, по которым была проведена хотя бы одна операция. Их количество увеличилось почти на 22 млн и составило более 180 млн карт. При этом доля таких карт в общем объеме эмиссии достигла 66%.

Источник: Банки.ру https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10891401



 

 
ЦБ выступил против идеи допускать к бюджетным деньгам только госбанки
15.03.2019

ЦБ выступил против идеи допускать к бюджетным деньгам только госбанки

Центробанк не поддержал идею Министерства финансов, которое предложило допускать к привлечению бюджетных средств только банки с государственным участием в капитале. По мнению регулятора, это создаст дополнительные преимущества крупным госбанкам.

   Об этом говорится в ответах первого зампреда ЦБ Сергея Швецова на вопросы банкиров, передает "Интерфакс".Швецов отметил, что правительство сейчас рассматривает вопрос об изменении действующего механизма допуска банков к привлечению отдельных категорий денежных средств (в первую очередь бюджетных), выдаче отдельных видов банковских гарантий и получению субсидий в рамках программ льготного кредитования. При этом у ЦБ, Минфина и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возникли разногласия при определении критериев допуска банков.
   По мнению ЦБ и ФАС, основным рыночным критерием должен стать кредитный рейтинг. Минфин же предлагает считать обязательным критерием величину собственных средств (капитала) банков и допускать до привлечения бюджетных средств только банки с государственным участием.
  Швецов считает, что предложенная Минфином схема создаст еще большие преимущества крупным банкам с государственным участием и снизит количество потенциальных участников этого сегмента рынка с 20 до 13. При этом, по мнению зампреда ЦБ, наличие у банка капитала не ниже установленного размера не всегда является полноценной гарантией его надежности.

Источник: Ведомости.ру https://www.vedomosti.ru/finance/news/2019/03/15/796521-tsb-protiv



 

 
Начало | Пред. | 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19 | След. | Конец 
Все новости


Все новости
Партнеры
Реклама