СПС "ПрофТест"
Учебный Центр "ПрофТест"












Новое в отчетности СРО в сфере финансового рынка
04.04.2017

Новое в отчетности СРО в сфере финансового рынка

Введены новые формы отчетности СРО перед ЦБР

С 31 марта с.г. вступило в действие указание ЦБР от 13 января 2017 г. N 4262-У, которым утверждены формы Отчета о деятельности СРО в сфере финансового рынка и Отчета о персональном составе органов такой СРО.

Отчетность представляется в Банк России в соответствии с требованиями указания Банка России от 21 декабря 2015 г. N 3906-У, однако с учетом особенностей, установленных рассматриваемым указанием.

В том числе, отчетность по форме 0420850 "Отчет о деятельности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка" представляется в ЦБР ежеквартально по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода (квартала).

Отчетность по форме 0420851 "Отчет о персональном составе органов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка" представляется в ЦБР не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или после даты изменения сведений о персональном составе органов СРО.

Указанием уточняется, что в случае исправления СРО в своей отчетности неверных или неактуальных значений показателей исправленную отчетность требуется представить в ЦБР в течение 10 рабочих дней, считая от даты выявления подобных фактов.

Отчетность необходимо представлять в ЦБР вместе с сопроводительным письмом, в которое включается следующая информация: полное наименование СРО, ИНН и ОГРН последней, ФИО руководителя, информация о составе представленных документов (с указанием исходящей даты сопроводительного письма и его регистрационного номера). Если отчетность представлена в ответ на полученное предписание или запрос ЦБР, в сопроводительном письме указывается также информация о дате и номере предписания или запроса.

Отчетность представляется в Банк России в форме электронного документа, который руководитель СРО обязан перед отправкой подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

 
Объем полномочий Центробанка в сфере статистики вырастет
03.04.2017

Объем полномочий Центробанка в сфере статистики вырастет

В ведение ЦБР перейдет формирование всей внешней статистики РФ

Федеральным законом от 28 марта 2017 г. N 38-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 4 и 57 Закона о Центральном банке и ст. 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". В соответствии с этими изменениями мегарегулятор приобретает полный объем полномочий по формированию данных статистики внешнего сектора экономики.

На текущий момент Центробанк ведает только статистическим учетом прямых инвестиций в страну и за рубеж, однако предусмотренные новым законом изменения передают ЦБР функции по составлению платежного баланса, международной инвестиционной позиции, статистики внешней торговли услугами, государственного внешнего долга, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Россию и из России за рубеж.

С этой целью законом предусмотрено наделение Банка России полномочиями самостоятельно формировать и утверждать статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения.

Предоставление Банку России респондентами (органами исполнительной власти и юрлицами) первичных статистических данных для осуществления им перечисленных функций осуществляется в установленном ЦБР порядке и исключительно на безвозмездной основе.

 
Центробанк снизил ставку до 9,75% и обуздал инфляцию
27.03.2017

Центробанк снизил ставку до 9,75% и обуздал инфляцию

Информация с пресс-конференции председателя ЦБР Э.С. Набиуллиной

Однажды А.Б. Чубайс пообещал поставить памятник председателю ЦБР Э.С. Набиуллиной, если она доведет инфляцию до планки таргетирования в 4%. Вероятно, по итогам текущего года такой памятник действительно может появиться.

Во всяком случае, это вытекает из прогноза экспертов Центробанка. С цифрами прогноза Э.С. Набиуллина познакомила общественность в ходе пресс-конференции, проведенной 24 марта 2017 г. Как сообщила Эльвира Сапхизадовна, при сохранении регулятором умеренно жесткой денежно-кредитной политики годовой темп прироста потребительских цен до конца текущего года снизится до 4%, чему благоприятствует высокий урожай за период 2015-2016 гг., значительно снизивший цены на плодоовощную продукцию и замедливший темпы продовольственной инфляции. Кроме того, по оценкам Центробанка, снизились риски недотаргетирования к концу года. Это позволяет регулятору заявлять, что инфляция будет поддерживаться вблизи таргета на протяжении 2018-2019 гг.

Кроме того, Банком России в 2017 г., при консервативности подхода к прогнозированию, предсказывается рост ВВП на 1-1,5% и повышение устойчивости национального хозяйства к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры.

Перечисленные положительные тенденции позволили Совету директоров Банка России, несмотря на сохраняющуюся в долгосрочной перспективе неопределенность на рынке углеводородов, принять долгожданное решение о снижении ключевой ставки до 9,75%.

economic-forecasting.jpg

При сохранении наблюдаемых позитивных трендов и текущей динамики восстановительных процессов Центробанк планирует еще несколько снижений процентной ставки. Эльвира Набиуллина пояснила, что снижение не будет цикличным, поскольку для того отсутствуют должные основания. Снижения ставки будут осуществлять не по какому-то графику, не в рамках некоего цикла (такого цикла попросту не существует), но, что называется, смотря по обстоятельствам, т.е. в зависимости от стабильности российской экономики. Следующее заседание Совета директоров ЦБР по вопросу об уровне ставки намечено на 28 апреля 2017 г.

(Напомним, что с 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования ЦБР приравнено к значению ключевой ставки, самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается.)

 
Смены председателя в Центробанке не произойдет
24.03.2017

Смены председателя в Центробанке не произойдет

Президент внесет кандидатуру Э.С. Набиуллиной в Госдуму в качестве главы ЦБР

В конце июня 2017 г. истекает срок полномочий нынешнего председателя Центрального банка Российской Федерации Эльвиры Сапхизадовны Набиуллиной, которая возглавляла главный банк страны с июня 2013 г. Согласно действующему законодательству, за три месяца до окончания срока Президент РФ обязан внести в Государственную Думу на рассмотрение новую кандидатуру, т.е. это произойдет в ближайшее время.

Кто может возглавить мегарегулятор, стало известно во время встречи В.В. Путина и Э.С. Набиуллиной 22 марта (в среду) 2017 г. В ходе упомянутой встречи действующий глава Центробанка отчиталась о проделанной работе, о нерешенных на сегодняшний день вопросах, а также о достижениях регулятора за истекшие 4 года. В числе важнейших успехов Эльвира Сапхизадовна отметила:

а) восстановление капитала и прибыли банков до уровня 2014 г. после финансового кризиса;
б) увеличение суммы страхования банковского вклада в 2 раза;
в) создание аналога SWIFT;
г) строительство инфраструктуры для приема карт собственной, национальной ПС "Мир";
д) снижение объемов незаконного вывоза денежных средств за рубеж в 9 раз.

Подводя итоги встречи, Владимир Путин выразил свое удовлетворение работой Э.С. Набиуллиной и заявил о своем намерении выдвинуть ее кандидатуру на второй срок в качестве главы ЦБР:

"Эльвира Сахипзадовна, Вы возглавили Центральный банк в сложное и для мировой, и для российской экономики время... Совершенно очевидным является то обстоятельство, что Центральный банк под Вашим руководством сделал очень многое для стабилизации ситуации в экономике в целом, для стабильного развития банковского сектора, да и всей финансовой сферы. Я очень рассчитываю на то, что наше ведущее финансовое учреждение, главный финансовый регулятор под Вашим руководством будет действовать так же независимо, так же уверенно будет себя вести, будет принимать нужные и своевременные решения. И, рассчитывая на это, намерен внести Вашу кандидатуру в Государственную Думу на следующий срок в качестве Председателя Центрального банка Российской Федерации".

Источник: kremlin.ru

 
О снижении ключевой ставки Банка России
24.03.2017

О снижении ключевой ставки Банка России

   Совет директоров Банка России 24 марта 2017 года принял решение снизить ключевую ставку до 9,75% годовых. Совет директоров отмечает, что инфляция замедляется быстрее, чем прогнозировалось, продолжается снижение инфляционных ожиданий и восстановление экономической активности. Инфляционные риски несколько снизились, но сохраняются на повышенном уровне. В этих условиях при сохранении умеренно жесткой денежно-кредитной политики целевой уровень инфляции в 4% будет достигнут до конца 2017 года и будет поддерживаться в дальнейшем.
   Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 28 апреля 2017 года.

 
Стандарт на защите потребителей микрофинансовых услуг
20.03.2017

Стандарт на защите потребителей микрофинансовых услуг

Центробанк потребовал от микрофинансовых СРО разработки нового базового стандарта

С июня прошлого года в соответствии с указанием ЦБР от 30 мая 2016 г. N 4027-У саморегулируемые организации в сфере микрофинансов были обязаны разработать базовые стандарты:

- по управлению рисками;
- корпоративного управления (для СРО, объединяющих кредитные потребительские кооперативы);
- и совершения операций на финансовом рынке.

В текущем году этот перечень дополнен требованием, содержащимся в указании ЦБР от 3 февраля 2017 г. N 4279-У и проводящим необходимость для СРО, объединяющих микрофинансовые организации, разработать еще один базовый стандарт, а именно - стандарт защиты прав и интересов граждан и юрлиц, выступающих получателями микрофинансовых услуг. Требования к содержанию данного базового стандарта устанавливает указание ЦБР от 3 февраля 2017 г. N 4278-У, вступившее в силу 16 марта 2017 г.

В частности, согласно указанию Банка России, в минимальный объем информации, предоставляемой микрофинансовой организацией - членом СРО (разработчика стандарта) получателю услуг, включает в себя сведения:

а) о полном и/или сокращенном фирменном наименовании МФО, о ее товарном знаке (при наличии), о регистрации в госреестре МФО, о членстве в СРО и о базовом стандарте;
б) о финансовых и дополнительных услугах;
в) о рисках, связанных с заключением договора о предоставлении финансовой услуги;
г) о способах и адресах направления обращения потребителя финансовой услуги;
д) о способах защиты прав получателя финансовой услуги.

Кроме того, базовый стандарт должен регулировать порядок предоставления информации клиентам МФО, порядок оценки платежеспособности клиента при заключении договора потребительского микрозайма, требования к числу изменений такого договора, принципы предоставления информации рекламного характера о деятельности МФО и иные аспекты защиты прав и интересов получателей микрофинансовых услуг.

 
"Опытный банкир ищет работу по специальности"
13.03.2017

"Опытный банкир ищет работу по специальности"

Массовый отзыв лицензий у банков спровоцировал необычную безработицу

Во вступительной речи на пленарном заседании Российского инвестиционного форума "Сочи-2017" (27 февраля 2017 г.) премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что в стране "положение на рынке труда стабильное. Мы с безработицей справились". После чего Дмитрий Анатольевич предположил рост спроса на квалифицированные кадры в текущем году, который придется покрывать за счет иностранных специалистов.

Однако, вопреки утверждениям премьера, картина с занятостью банковских специалистов представляется гораздо более сложной. Корень неоднозначности в том, что хотя по отдельным специализациям в БС РФ действительно может возникнуть спрос в ближайшее время, в целом массовый отзыв лицензий Банком России у кредитных организаций за последние несколько лет привел к уникальной ситуации - затяжной безработице сотен тысяч высококвалифицированных опытных профессионалов.

По оценкам экспертов, только в столице за прошлый год потеряли работу 120.000 банковских кадров. Причем новые места для этих людей так и не появятся, поскольку число коммерческих банков продолжит неуклонно снижаться. Формальными поводами для этого служит совершение некоторыми организациями рискованных или сомнительных операций, иные нарушения норм ПОД/ФТ, несоответствие стандартам достаточности капитала и т.д. Но вырисовывается и другая причина: переформатирование всей кредитно-финансовой системы страны, в т.ч. посредством пропорционального регулирования. Процесс займет ближайшие два-три года и приведет не только к становлению трехуровневой БС, но и к дальнейшему отсеву "лишних игроков".

Предполагается, что "лишними" окажутся 10% организаций на рынке банковских услуг. Ликвидация этих КО, а также сокращение штата в оставшихся приведут, по мнению Г.О. Грефа, главы "Сбербанка", к сокращению еще 30% от нынешнего количества банковских специалистов.

Особенно сложно придется уволенным руководителям разного ранга, и дело вовсе не в том, что найти место с привычно высокой зарплатой окажется трудным (хотя такая проблема тоже существует). Подлинной бедой для руководящих сотрудников при поиске работы является то, что регулятор может воспрепятствовать их трудоустройству, если их бывший банк закрыт за существенные нарушения.

Исследовательский центр "Superjob" и хедхантинговая компания "Cornerstone" утешают безработных, прогнозируя в 2017 г. некоторый рост спроса в банковской сфере на специалистов по:

а) антикризисному управлению;

б) работе с залогами и проблемной задолженностью;

в) налоговому праву;

г) внутреннему обучению;

д) информационной защите (кибербезопасности);

е) мобильному банкингу.

Хотя вряд ли рост спроса окажется достаточным, чтобы дать рабочие места сотням тысяч уволенных. Остается единственный выход - переобучение.

Агентство "ВЭП" принципиально против радикального переобучения финансовых специалистов; вслед за главным редактором Banki.ru Натальей Новопрудской наши эксперты полагают, что решение проблемы безработицы в БС РФ лежит в смежных финансовых направлениях. Для таких кадров подойдет мягкое перепрофилирование, требующее минимума затрат времени и средств. Наиболее перспективными структурами, где безработные смогут устроиться без длительного обучения и затем легко реализовать накопленный опыт, являются, на наш взгляд:

Много лет подряд Агентство "ВЭП" с успехом проводило Ярмарки банковских вакансий для молодых специалистов (выпускников вузов). Похоже, на сегодня востребованы мероприятия иного плана - Ярмарки околобанковских вакансий для специалистов не слишком молодых, а вполне себе зрелых и состоявшихся.

 
Население принесло в банки 64 триллиона рублей
03.03.2017

Население принесло в банки 64 триллиона рублей

В 2016 г. на счета и вклады физлиц поступило 45,7 трлн. RUR

Давнишний партнер Агентства "ВЭП" и официальный наблюдатель наших мероприятий Ассоциация российских банков (АРБ), изучив доклад аналитической службы "Реального времени", пришла к выводу, что "физиков" не стоит списывать со счетов. Ни в прямом, ни в переносном смыслах". По состоянию за истекший, 2016 год физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) внесли на счета и вклады сумму в размере 45,7 трлн. руб.

АРБ выполняет следующий расчет: "По итогам 2016 года россияне хранили на вкладах порядка 25 трлн. рублей, из которых примерно три четверти поступило в банки до отчетного 2016 года. Так что суммарный вклад частных клиентов в обороты банковской системы к началу 2017 года можно оценивать в сумму порядка 64 триллионов".

Сумма сравнительно велика, если учитывать, что номинальный ВВП страны равен 83 трлн., а расходная часть бюджета так и вовсе достигает 16,1 трлн. руб. Однако иначе это число выглядит, если помнить, что она составляет лишь 1,6% совокупного оборота кредитных организаций России; даже для "самых розничных" банков средства физлиц не являются основным источником фондирования.

К слову о "самых розничных" банках. Их список возглавляет Сбербанк РФ, через счета которого за прошлый год прошли почти 20 трлн. руб., полученных от физлиц, что составило около половины розничного рынка в целом. Второе место занял ВТБ 24, на долю которого приходится 4 трлн. руб. "Бронзовая медаль" досталась "Газпромбанку", в обороте которого объем средств граждан достигает 1,7 трлн. руб.

Не менее интересна статистика по банкам, в отношении которых можно сказать: "Что-то "физики" в почете". Высокую зависимость от средств физлиц продемонстрировали "Русфинанс Банк", "БИНБАНК Кредитные карты", "Ак Барс" и некоторые другие. Среди лидеров этого списка нужно назвать банк "ЮГРА", в оборотах которого средства граждан составляют 10%; "Тинькофф", в нем доля средств физлиц оценивается в 21,1%; и, наконец, "олимпийское золото" достается "Хоум Кредит энд Финанс Банку", которому поступления от физических лиц дают 31,8% оборота.

Важно заметить, что в абсолютных числах суммы поступлений от физлиц в перечисленные банки сравнительно малы, не сопоставимы с оборотами Сбербанка или ВТБ. Так, "Хоум Кредит" привлек за прошлый год 395 млрд. руб., а "Тинькофф" - 218 млрд. руб.

 
Вебинар "Что нужно знать руководителю об основных изменениях гражданского и банковского законодательства, вступивших в силу в 2017 году"
03.03.2017

Бесплатный вебинар для банков:

"Что нужно знать руководителю об основных изменениях гражданского и банковского законодательства, вступивших в силу в 2017 году"


Зарегистрироваться на вебинар >>>


 Агентство "ВЭП" приглашает Вас 03 марта (пятница) 2017г. в 10:00 ч. по московскому времени принять участие в бесплатном вебинаре.

Анонс вебинара:

В настоящее время каждому руководителю и специалисту просто необходимо держать руку на пульсе динамично меняющегося законодательства: постоянно пополнять свои знания, следить за происходящими событиями, разбираться в них и при необходимости реагировать на изменения. Но, зачастую, на изучение новых документов просто не хватает времени. 

Предлагаемый вебинар - прекрасная возможность быть в курсе текущих и будущих изменений законодательства и сэкономить время на самостоятельное изучение информации.

Вебинар обобщает наиболее важные и значимые изменения текущего года, уделяя наибольшее внимание изменениям в банковском законодательстве, и содержит разъяснения контролирующих органов и материалы судебной практики по отдельным вопросам, касающимся банковской деятельности.

Программа вебинара:

  1. Вступление.
  2. Основные изменения гражданского законодательства.
  3. Основные изменения налогового законодательства.
  4. Основные изменения законодательства в части организации и регулирования банковской деятельности.
  5. Основные изменения нормативной базы в части бухгалтерского учета и отчетности.
  6. Основные изменения нормативной базы по кредитным операциям.
  7. Основные изменения нормативной базы по валютному контролю.
  8. Основные изменения нормативной базы в части операционно-кассового обслуживания.
  9. Основные изменения нормативной базы по финансовым операциям и операциям с ценными бумагами.
  10. Основные изменения в области информационной безопасности
  11. Ответы на вопросы участников.

Продолжительность вебинара - не более 1 часа.

К участию приглашаются:

  • руководители банка;
  • главные бухгалтеры и их заместители;
  • руководители основных подразделений банка.

 

Вебинар проводят:

Болдырь Ирина Александровна

  • преподаватель Учебного центра профессиональной подготовки банковских специалистов Агентства "ВЭП";

 

Эсселевич Евгений Львович

  • заместитель директора Агентства "ВЭП".

Участие в вебинаре бесплатное, по предварительной регистрации.

Подробнее с технологией вебинара можно ознакомиться на сайте Агентства "ВЭП" в разделе Вебинары.

Заявку на участие, а также вопросы по теме вебинара можно направить заранее, на адрес: webinar@vep.ru

Запланируйте участие в нашем вебинаре!

<<< ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ВЕБИНАР >>>

 

 
Банк России рекомендует информировать физлиц о рисках при приобретении финансовых продуктов
02.03.2017

Банк России рекомендует информировать физлиц о рисках при приобретении финансовых продуктов

В банках появится форма уведомления граждан при предложении им финансовых услуг

Банк России отреагировал на жалобы граждан, недовольных тем, что некоторые кредитные организации, при реализации дополнительных финансовых продуктов, не сообщают о рисках, сопутствующих приобретению таких продуктов. В интересах защиты прав потребителей финансовых услуг и защиты здоровой рыночной конкуренции регулятор в информационном письме от 27 февраля 2017 г. N ИН-01-59/10 предлагает кредитным организациям разработать форму уведомления граждан при предложении им финансовых услуг и в том же письме предлагает рекомендуемый макет такой формы. Через нее до сведения граждан банком будут доводиться все необходимые сведения, позволяющие корректно оценить соответствующие риски, сформировать ожидания по соотношению уровня риска и доходности, сопоставить предложение с аналогичными услугами от прочих кредитных организаций.

Например, при предложении вклада банк обязуется сообщить, что денежные средства по вкладам физлиц застрахованы исключительно в пределах суммы 1,4 млн. руб. Если же предлагаются продукты, на которые вообще не распространяется система обязательного страхования вкладов, то клиенту сообщается, что денежные средства по предлагаемому продукту не застрахованы в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Если банк предлагает услуги сторонних организаций по агентскому договору, клиента требуется оповестить, что кредитная организация не является поставщиком указанных услуг.

Аналогичным образом раскрывается любая другая информация, характеризующая сопутствующие риски.

При этом регулятор не останавливается в своих рекомендациях и, в целях повышения качества обслуживания граждан, советует банкам осуществлять аудио- и видеозаписи взаимодействия персонала с клиентами, о чем последние должны быть предварительно уведомлены. Такая мера поможет найти выход из спорной ситуации, а кроме всего прочего, дисциплинирует как банковского сотрудника, так и клиента.

И конечно, самым простым, но в то же время самым действенным средством повысить эффективность работы с клиентами Банк России называет обучение персонала кредитных организаций, предлагающего физлицам финансовые инструменты и услуги. Это логично: грамотно проинформировать клиента в отношении специфики и рисков, связанных с приобретением финансовых продуктов, сумеет лишь хорошо обученный специалист.

 
Известно, сколько банков потеряют лицензии в 2017 году
02.03.2017

Известно, сколько банков потеряют лицензии в 2017 году

АКРА спрогнозировало развитие банковской системы РФ до 2020 года

Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА) выполнен прогноз развития российского банковского сектора на период до 2020 г., включая цифры, оценивающие возможную динамику активов БС РФ, ожидаемый размер доходов, спрос на кредиты, депозитную базу и т.д.

Помимо прочего, АКРА предсказуемо сообщает о дальнейшем усилении регулирования и надзора со стороны Банка России. В том числе, Центробанк не откажется от старой пруденциальной политики в виде устранения "лишних игроков", хотя темпы отзыва лицензий могут замедлиться в сравнении с предыдущим периодом.

По всей видимости, за 2017 г. количество банков и небанковских кредитных организаций в результате действий мегарегулятора сократится максимум на 10%.

Максимум ликвидаций КО за последние 15 лет, пришедшийся на 2016 г., благополучно пройден. Вероятная стабилизация может быть обусловлена переходом Банка России на пропорциональное регулирование с построением трехуровневой банковской системы, в которой рыночные ниши разных КО значительно размежеваны: разделение банков по капиталам и функциям приведет к тому, что проблема "случайных игроков" на рынке банковских продуктов станет постепенно затухать.

akra_bankdynamics.jpg

Тренды в статистике кредитных организаций (с сайта АКРА)

 

На это указывает и тот факт, что, по информации АКРА, в 2017 г. до минимальных отметок упадет количество сделок слияния и поглощения в БС РФ, несмотря на то что концентрация капитала в данном секторе экономики сохранится. На текущий момент политика пропорционального регулирования привела к тому, что из 600 существующих в стране банков примерно половину составляют мелкие, с капиталом много меньше 10 млрд. руб., а 200 крупнейших банков обладают 97,9% активов и 96% капитала.

По заявлениям самой Э.С. Набиуллиной, оздоровление банковской системы не закончено и продлится еще несколько лет.

 
О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов
14.02.2017

В "Вестнике Банка России" опубликованы:

  • 08.02.2017 Методические рекомендации Банка России от 02.02.2017 N 4-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" .

Указанный документ содержит характерные признаки операций с использованием исполнительных документов, выданных на основании судебного акта о взыскании денежных средств в связи с неисполнением условий гражданско-правовой сделки, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма . Рекомендации направлены на оказание кредитным организациям помощи по выявлению схем, которые используются для проведения данных операций, а также на снижение риска вовлечения банков в совершение операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

  • 15.02.2017 Методические рекомендации Банка России от 09.02.2017 N 5-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

Данный документ содержит признаки операций клиентов - резидентов РФ (юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей), осуществляющих переводы денежных средств нерезидентам по заключенным с ними внешнеторговым контрактам, предусматривающим оказание услуг по перевозке (транспортировке) товара.  Рекомендации направлены на оказание кредитным организациям помощи по выявлению схем, которые используются для проведения данных операций, а также на снижение риска вовлечения банков в совершение операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

На основании указанных рекомендаций Банка России подготовлены вопросы, которые включены в курс 1.19 "Изменения законодательства и нормативных актов по ПОД/ФТ". Данный курс рекомендуем использовать при проведении с сотрудниками кредитной организации внепланового (целевого) инструктажа. Кроме того, внесены соответствующие дополнения в курс 1.24 "Особенности выявления и предотвращения сомнительных операций по ПОД/ФТ".

 
Судебная практика по договорам поручительства и лизинговым сделкам
08.02.2017

Судебная практика по договорам поручительства и лизинговым сделкам

Опубликован очередной обзор судебной практики Верховного Суда РФ (N 4, 2016 г.).
В нем собраны основные выводы, сделанные Президиумом, а также коллегиями Верховного Суда РФ по различным делам. Также даны ответы на отдельные вопросы, возникающие в судебной практике.

В части банковской деятельности интерес представляют выводы, сделанные в отношении договоров поручительства и лизинговых сделок.

В частности

  • При отсутствии в договоре поручительства срока, на который оно дано, и при пропуске кредитором установленного законом годичного срока для предъявления требований к поручителю поручительство прекращается.
    В силу п. 4 ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю.
    Данная норма о прекращении поручительства в случае отсутствия в договоре условия о сроке поручительства и пропуске кредитором годичного срока для предъявления требований к поручителю является императивной.
    При этом условие о действии договора поручительства до фактического исполнения основного обязательства не является условием о сроке поручительства, предусмотренном п. 4 ст. 367 ГК РФ, поскольку в соответствии со ст. 190 данного кодекса установленный законом, иными правовыми актами или сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
    Фактическое исполнение должником обязательства к таким событиям не относится.
  • Изменение условий договора об открытии невозобновляемой кредитной линии, не влекущее увеличение лимита выдачи денежных средств, не свидетельствует об увеличении ответственности поручителя, в связи с чем его согласие на изменение условий договора не требуется.Предоставление заемщиком дополнительного обеспечения для получения очередных траншей не могло быть квалифицировано судами как изменение основного обязательства, влекущее увеличение ответственности поручителя и требующее согласия последнего.
    Поскольку лимит выдачи денежных средств банком обществу не был превышен, отсутствуют правовые основания считать на основании п. 1 ст. 367 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договора поручительства, договор поручительства и вытекающие из него обязательства прекратившимися либо невозникшими.
  • При расторжении договора выкупного лизинга лизингополучатель имеет право на проценты, если его платежи превысили встречное предоставление лизингодателя. При начислении процентов следует исходить из момента продажи предмета лизинга (истечения срока его реализации лизингодателем).

 
Об усилении административной ответственности за нарушение законодательства в области персональных данных
08.02.2017

Об усилении административной ответственности за нарушение законодательства в области персональных данных

01.07.2017 вступит в силу Федеральный закон от 07.02.2017 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Законом внесены изменения в статью 13.11 КоАП РФ: расширен перечень составов правонарушений, а также увеличены размеры штрафов. Так, в частности, установлена административная ответственность за:

  • обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (повлечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1000 рублей до 3000 рублей, на должностных лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей, на юридических лиц - от 30000 рублей до 50000 рублей);
  • обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработку персональных данных с нарушением установленных законодательством в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • невыполнение оператором предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных;
  • невыполнение оператором предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных.

   Составление протоколов по административным делам данной категории отнесено к компетенции должностных лиц Роскомнадзора (ранее дела данной категории возбуждались прокурором).
   В прежней редакции статьи 13.11 КоАП РФ была установлена ответственность лишь за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), которая предусматривала предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 300 рублей до 500 рублей, на должностных лиц - от 500 рублей до 1000 рублей, на юридических лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей.

Проверенные технологии корпоративного обучения от Агентства "ВЭП"

k17.jpg

 
О требованиях к документам, прилагаемым к заявлению о регистрации оператора платежной системы
02.02.2017

О требованиях к документам, прилагаемым к заявлению о регистрации оператора платежной системы


  12.02.2017 вступает в силу Указание Банка России от 27.12.2016 N 4248-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 мая 2012 года N 378-П "О порядке направления в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы".
Документом внесены, в частности, следующие изменения:

  • уточнены требования к документам, представляемым для подтверждения сведений о размере чистых активов заявителя-организации, а также к документам, представляемым для подтверждения требований к физическим лицам, занимающим должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера заявителя-организации;
  • предусмотрены последствия представления вместе с регистрационным заявлением (дополнительным регистрационным заявлением) неполного комплекта документов или документов, оформленных с нарушением установленных требований;
  • в новой редакции изложены формы списка лиц, имеющих право подписывать документы в соответствии с пунктом 7 части 10 статьи 15 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (приложение 2 к регистрационному заявлению и приложение 2 к дополнительному регистрационному заявлению).
 
Начало | Пред. | 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24 | След. | Конец 
Все новости


Все новости
Партнеры
Реклама