СПС "ПрофТест"
Учебный Центр "ПрофТест"












Увеличены общие сроки проведения Банком России проверок кредитной организации (ее филиала)
03.05.2017

Увеличены общие сроки проведения Банком России проверок кредитной организации (ее филиала)

Согласно Указанию Банка России от 02.05.2017 N 4368-У "О внесении изменений в пункт 1.6 Инструкции Банка России от 25 февраля 2014 года N 149-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" увеличены общие сроки проведения Банком России проверок кредитной организации (ее филиала).

По новым правилам, при необходимости срок проведения проверки кредитной организации (ее филиала) может быть продлен по решению должностного лица Банка России, поручившего проведение проверки, с увеличением общего срока проведения проверки не более чем до:

  • 200 рабочих дней - для комплексной проверки (ранее - 105 рабочих дней);
  • 180 рабочих дней - в случае проведения проверок системно значимой кредитной организации и кредитной организации - участника банковской группы, головной кредитной организацией которой является системно значимая кредитная организация (ранее - 90 рабочих дней).

Необходимые изменения внесены в вопросную базу ББТ.

 
Банки не дают проводить отпуск за границей
02.05.2017

Банки не дают проводить отпуск за границей

Количество должников, которых не пустят за границу, вырастет на 800 тысяч

Временное ограничение на выезд должников из России применено в 2017 г. в отношении гораздо большего числа граждан. По сравнению с прошлым годом количество должников, которым не увидеть иностранных курортов на майские праздники, увеличится с 1,2 до 2,0 млн. человек. К такому выводу пришли специалисты из аналитического центра МФК "Домашние деньги", отталкиваясь от банковской статистики, данных по судебным делам и информации от Службы судебных приставов. Как сообщают в ФССП, данная мера уже позволила взыскать долги на сумму 5,3 млрд. руб.

Любопытно отметить, что одним из основных барьеров между должником и кипрскими пляжами выступают банки: порядка 40% всех "невыездных" лиц задерживаются на границе из-за просроченной задолженности по банковскому кредиту. Аналитики из "Домашних денег" сообщают, что в реальности число лиц, имеющих долг перед банками и МФО в размере свыше 10 тыс. руб., может достигать 7,6 млн. человек (порядка 9% экономически активного населения страны), но в отношении большинства из них пока не предпринимается никаких мер.

 
Банк России установил для сделок АО и ООО предельные значения, при превышении которых они могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность
29.04.2017

Банк России установил для сделок АО и ООО предельные значения, при превышении которых они могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность

24.04.2017 в Минюсте России зарегистрировано Указание Банка России от 31.03.2017 N 4335-У "Об установлении предельных значений размера сделок акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, при превышении которых такие сделки могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность".


     Указание на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 81 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и абзаца одиннадцатого пункта 7 статьи 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устанавливает для сделок акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость которого составляет не более 0,1 процента балансовой стоимости активов обществ, предельные значения размера таких сделок, при превышении которых они могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.


Предельные значения размера сделок установлены в зависимости от балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Предельные значения размера сделок составляют при стоимости активов:

  • не более 25 миллиардов рублей - 20 миллионов рублей;
  • от 25 миллиардов до 100 миллиардов рублей - 50 миллионов рублей;
  • от 100 миллиардов до 1 триллиона рублей - 500 миллионов рублей;
  • от 1 триллиона до 2 триллионов рублей - 1 миллиард рублей;
  • более 2 триллионов рублей - 2 миллиарда рублей.


Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

 
Итоги Форума Ломбардов России
28.04.2017

Итоги Форума Ломбардов России

Крупнейшие объединения ломбардов обсудили вопросы развития и регулирования отрасли

forumlombardov.jpgСвыше 150 участников собрал Форум Ломбардов России, прошедший в Москве 21 апреля 2017 г. и уже признанный профессиональным сообществом одним из знаковых событий текущего года в отрасли. Форум отличали не только масштабность, но и принципиальная новизна: мероприятие совмещало традиционный бизнес-формат с как никогда более актуальной тематикой рыночного регулирования.

Среди делегатов Форума присутствовали, что показательно, не только ломбарды, но и представители федеральных органов власти, члены экспертного сообщества, микрофинансовые организации, b2b-компании и т.д.

Проведение мероприятия инициировали такие отраслевые союзы, как Национальное Объединение Ломбардов, Объединение Ломбардов Тюменской Области, Объединение Крымских Ломбардов, Первый Союз Ломбардов. Основная работа по организации Форума легла на Национальную ассоциацию участников микрофинансового рынка (НАУМИР), за 10 лет существования вобравшую в себя не менее 7000 российских организаций и институтов микрофинансирования. Именно поэтому миссию модератора Пленарного заседания "Рынок ломбардов: казнить нельзя помиловать", проведенного в рамках Форума, выполнял президент НАУМИР Алексей Львович Саватюгин.

Докладчики представили как богатый статистический материал, так и ценные наработки. Председатель Совета Национального Объединения Ломбардов Алексей Лазутин посвятил свое выступление вопросам подготовки дорожной карты развития рынка ломбардов на 2016-2020 гг.

Замначальника отдела контроля деятельности ломбардов ЦБР Илья Новиков осветил показатели рынка ломбардов за минувший год и дал характеристику основным нарушениям в деятельности ломбардов, выявляемых Банком России.

Доклад начальника Управления регулирования Службы по защите прав потребителей ЦБР Алексея Чиркова высветил основные приоритеты в развитии финансового рынка России, включая рынок ломбардов: защита прав, финансовая доступность и финансовая грамотность.

Президент Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков в своем выступлении раскрыл текущее состояние рынка драгметаллов, сложившееся под влиянием усилившейся геополитической и экономической неопределенности в мире.

Кроме того, в рамках Форума прошли дискуссии по новым подходам для достижения клиентоориентированности ломбардов, по выстраиванию отношений между ломбардами и страховыми компаниями, по взаимодействию ломбардов с производителями ювелирных изделий, по использованию современных технологий для осуществления безналичных платежей, включая современные бизнес-решения по работе онлайн, с которыми аудиторию ознакомили Ирина Трабо ("Киви Банк") и Дмитрий Плущевский ("Т-Мобайл"). В ходе заключительной сессии участники Формума обсудили различные аспекты противодействия легализации (ПОД/ФТ) в условиях перехода на Единый план счетов.

 
Поведенческий надзор повысит доверие к финансовому рынку
28.04.2017

Поведенческий надзор повысит доверие к финансовому рынку

Эльман Мехтиев (АРБ) и Михаил Мамута (ЦБР) обсудили переход Банка России к поведенческому надзору

Центробанк не "вдруг" заинтересовался поведенческим надзором, это был взвешенный, продуманный выбор. С такого утверждения начал изложение позиции регулятора М.В. Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей Банка России, в интервью Э.О.О. Мехтиеву, вице-президенту Ассоциации российских банков.

Михаил Валерьевич пояснил, что Центробанк рассматривает поведенческий надзор в сфере защиты прав потребителя в качестве инструмента повышения доступности и качества финансовых услуг, повышения доверия населения к финансовому рынку, а в конечном итоге - повышения вклада финансового рынка в экономическое развитие страны.

Основной задачей на пути к реализации указанных целей является преодоление до сих пор остающегося внушительным разрыва между ожиданиями потребителя и рыночной реальностью. Финансовые организации предлагают клиентам совсем не то, что клиент ожидает получить, поскольку не имеет полной информации о продуктах, их использовании и сопутствующих рисках.

М.В. Мамута подчеркнул важность помнить о том, что поведенческий надзор никак не ущемляет прав тех, кто трудится добросовестно, но направлен целиком и полностью "на исключение недобросовестных практик и токсичных продуктов", путь даже обеспечивающие сиюминутный рост здесь и сейчас, однако создающие проблемы в долгосрочной перспективе.

Отвечая на вопрос Эльмана Мехтиева о том, не пришло ли время для появления Закона о защите прав потребителей сферы финансовых услуг, Михаил Мамута сказал, что подобный шаг сегодня представляется преждевременным: регулирование является процессом, который развивается синхронно развитию рыночной ситуации, изменению экономических отношений.

Мегарегулятор, как ни странно, вопреки своему названию, не стремится зарегулировать кредитно-финансовую систему. Вот почему принятие такого закона означало бы опережать события и увеличить вмешательство ЦБР в отношения на рынке финуслуг. В конечном итоге идеалом для ЦБР является ситуация, в которой большинство противоречий между финорганизацией и клиентом решаются обеими сторонами совместно без посредничества Банка России или суда.

К сожалению, до сих пор не удается выстроить продуктивной работы с коммерческими банками. В случае МФО, при разработке базового стандарта защиты прав потребителей, Банк России плотно сотрудничал с участниками микрофинансового рынка и добился с ними завидного взаимопонимания. Можно сказать, что базовый стандарт для МФО полностью учитывает позицию самих МФО. До конца 2017 г. планируется покрыть подобными стандартами весь рынок финуслуг, кроме банковской сферы. Здесь, при взаимодействии с банками, такого консенсуса регулятором еще не достигнуто. Пока регулятор предпочитает ограничиваться рекомендациями, которые, хотя и не имеют силы нормативного акта, однако доказали свою эффективность. Они же станут главным инструментом поведенческого регулирования в БС РФ, причем уже имеется первый опыт, связанный с защитой потребителей в случаях переупаковки банками небанковских финансовых продуктов.


Агентство "ВЭП" предлагает микрофинансовым компаниям:

Документы.jpg

 

 
Правовой экспресс-анализ объявлений о продаже МФО
27.04.2017

Правовой экспресс-анализ объявлений о продаже МФО

Чек-лист для покупки микрофинансового бизнеса "под ключ"

Чтобы не ошибиться в выборе готовой МФО для собственного дела требуется учесть ряд факторов, начиная от географического положения офиса(ов), о чем немало сообщается в Рунете. Однако в первую очередь при выборе готового микрофинансового бизнеса требуется провести правовой анализ информации, доступной из объявления о продаже, отталкиваясь от положений Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон о МФО). В этом покупателю поможет чек-лист Агентства "ВЭП" для проведения экспресс-проверки, результаты которой покажут, имеет ли смысл рассматривать тот или иной вариант в качестве своего будущего бизнеса.

Чек-лист включает пять позиций:

1. Статус

Продаваемая организация является МФО лишь в том случае, если обладает статусом микрофинансовой либо микрокредитной компании.
(подп.2.1, 2.2 п.1 ст.2 и п.15 ст.5 Закона о МФО)

2. Наименование

Аббревиатура МФК или МКК должна обязательно фигурировать в наименовании компании.
(п.15 ст.5 Закона о МФО)

3. Наличие в Госреестре ЦБР

Зарегистрированная микрофинансовая организация должна входить в Государственный реестр действующих МФО Банка России, доступном для проверки онлайн, на сайте Банка России. Также, при заключении сделки, продавцом предъявляется бланк свидетельства внесения МФО в Госреестр.
(п.3 ст.5 Закона о МФО)

4. Лицензия

Микрофинансовая деятельность не требует лицензирования. Ссылка на лицензию в объявлении о продаже МФО является способом ввести покупателя в заблуждение, отвлекая от отсутствия у организации статуса.
(ст.3 Закона о МФО)

5. Членство в саморегулируемых организациях (СРО)

Вне СРО микрофинансовая организация может работать только в течение 90 дней, после чего выбывает из Реестра Банка России, что фактически означает ликвидацию.
(ст.7.2 Закона о МФО)

Чек-лист:

checklist01.jpg


 

 
Банк России объявил войну PDL
27.04.2017

Банк России объявил войну PDL

Регулятор пытается ориентировать МФО на малый бизнес

Руководитель Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБР Илья Кочетков, комментируя на круглом столе в Совете Федерации требования к микрофинансовым организациям, заметил, что вступающие в силу с 01.01.2018 г. базовые стандарты МФО призваны ориентировать такие компании на более плотную работу с предприятиями малого и среднего бизнеса (МСБ).

В целом политика Банка России нацелена на то, чтобы снизить популярность среди МФО такого кредитного продукта, как займы до зарплаты (pay day loans, PDL). Сегодня доля PDL среди всех предоставленных кредитов превысила 20%, и тренд дальнейшего роста сохраняется.

Эта цифра уже не отличается принципиально от доли займов МСБ, составляющей 26%. По мере дальнейшего роста кредитов PDL вполне вероятно снижение кредитов для МСБ, что крайне негативно скажется на экономической ситуации в стране: микрофинансовые организации являются в настоящий момент важным источником финансирования малого бизнеса и их значение в этой роли вряд ли изменится, поскольку банки не спешат к сотрудничеству с предпринимателями.

И. Кочетков признал, что рынок микрокредитования не сможет соблюдать те же требования, какие предъявляются к коммерческим банкам, однако подчеркнул, что несмотря на это, в планах ЦБР стоит гармонизировать законодательство о банках и некредитных финансовых организациях, так что стандарты МФО конструируются по полной аналогии с банковскими.

Агентство "ВЭП" рекомендует:

Вебинары.jpg

 
1500 МФО покинут рынок розничного кредитования
26.04.2017

1500 МФО покинут рынок розничного кредитования

Базовые стандарты МФО готовы к утверждению

Комитет по стандартам Банка России, рассмотрев 24 апреля 2017 г. базовые стандарты деятельности микрофинансовых организаций, сообщил, что они в целом готовы к утверждению. Первым планируется к утверждению стандарт по защите прав и интересов клиента. Этим базовым стандартом МФО разрешается выдать в одни руки не более 10 краткосрочных займов за год, а их пролонгация допускается только до 7 раз; с 1 января 2019 г. количество займов снизится до 9, а число пролонгаций договора - до 5. Такие меры призваны снизить кредитную нагрузку на граждан, избежать закредитованности населения.

Гораздо более сложными оказались требования стандарта управления рисками, согласно которому в микрофинансовых компаниях (МФО с капиталом свыше 70 млн. руб.), а также в микрокредитных компаниях с портфелем займов от 1 млрд. руб. должна функционировать служба риск-менеджмента.

Главный исполнительный директор МФО "Домашние деньги" Андрей Бахвалов, комментируя требования базовых стандартов, предположил, что их внедрение удалит с рынка розничного кредитования около 1500 организаций, т.е. много более половины всех МФО, числящихся в реестре на сегодняшний день. Некоторые могут закрыться сами, такой процесс "естественной убыли" протекает у нас на глазах: только за неделю с 14 по 21 апреля 2017 г. реестр сократился на 42 МФО. Другие вследствие допущенных нарушений будут исключены из членства в СРО, что фактически равнозначно исключению из реестра Банка России, поскольку МФО разрешается работать вне СРО не дольше 3-х месяцев.

Напомним, что по состоянию на 21 апреля 2017 г. в саморегулируемых организациях (СРО) состоят 98,3% зарегистрированных компаний; основная масса распределилась между СРО "Единство", "МиР" и "Микрофинансовый Альянс "Институты развития малого и среднего бизнеса" (см. рис.).
mfodiag.jpg

Распределение действующих МФО между СРО

Впрочем, любые прогнозы в отношении МФО могут оказаться не сбыться по весьма простой причине - вследствие полной отмены микрофинансовых организаций в России. На рассмотрение Госдумы еще в 2015 г. внесен законопроект N 870360-6 "О признании утратившим силу Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" за авторством депутатов-"справедливороссов", включая лидера партии Сергея Миронова. В марте 2017 г. Думой принято решение перенести сроки рассмотрения законопроекта на осень.


Агентство "ВЭП" рекомендует:

Комплексное годовое обслуживание.jpg

 
Банк России разделил надзорные функции над сферой микрокредитования
21.04.2017

Банк России разделил надзорные функции над сферой микрокредитования

В ЦБР созданы департаменты для работы с МФО легальными и нелегальными

Существенные изменения в регулировании рынка микрокредитования, произошедшие за последние месяцы, а также рост числа кредиторов, действующих на этом рынке нелегально, побудили Центробанк перестроить свою работу с МФО. В результате в структуре Банка России появились два новых подразделения - департаменты микрофинансового рынка и противодействия недобросовестным практикам.

На Департамент микрофинансового рынка возложены функции регулирования и надзора за деятельности МФО и ряда иных некредитных финансовых организаций, включая составление их перечня, оценку и анализ финансовой устойчивости, выявление и предотвращение недобросовестных практик на рынке микрофинансирования.

Департамент противодействия недобросовестным практикам несет ответственность за обеспечение контроля за соблюдением требований действующего российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, выявление фиктивной оценки активов, выявление финансовых пирамид.

На второй из указанных департаментов возлагаются особые надежды, поскольку за период 2015-2016 гг. надзорные функции ЦБР распределялись крайне неравномерно, основное внимание ЦБР уделялось регулированию деятельности легальных организаций. Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке (руководитель - Лях Валерий Владимирович) преимущественно формировало информационный пул, аккумулирующий данные о нелегальной деятельности, и разрабатывало методические подходы к регулированию, тогда как более плотной практической работы не вело. Отсюда и низкая эффективность борьбы с МФО-нелегалами, наблюдавшаяся до недавних пор. В частности, как сообщает портал Банкир.ру, из выявленных за прошлый год 1400 сомнительных компаний информация лишь по 965 была передана в органы прокуратуры, а дела были возбуждены в отношении менее чем 50.

Сегодня последствия такой однобокости дают о себе знать в виде массы нерешенных проблем. Вот почему новый департамент не дублирует работу ГУ, а решает круг собственных задач. Например, новый департамент, как предполагается, помимо всего прочего, позволит выстроить более продуктивные отношения с генеральной прокуратурой.

Попутно планируется повысить эффективность борьбы с нелегальными МФО в сети "Интернет", где эффективность работы в 10 раз ниже. Так, за 2016 г. Центробанку удалось выявить почти 2170 сомнительных электронных представительств, через которые может осуществляться нелегальная микрокредитная деятельность. На текущий момент из этих веб-сайтов закрыты лишь 0,4%.

Есть и другая проблема, на решение которой придется бросить силы новых департаментов - организации, которые не являются настоящими нелегалами, но вместе с тем формально исключены из реестра, поскольку не определились с выбором статуса: микрофинансовая компания или микрокредитная компания. Таких МФО насчитывается несколько сотен, и крайне важно, чтобы они не пополнили ряды профессиональных нелегалов, поскольку это будет означать глубочайший кризис розничного кредитования в России.


Агентство "ВЭП" рекомендует микрофинансовым компаниям:

Комплексное годовое обслуживание.jpg

 
НДФЛ превращается в инструмент работы МФО с должниками
20.04.2017

НДФЛ превращается в инструмент работы МФО с должниками

Налоговые органы заменят коллекторов для микрофинансовых организаций

На рынке розничного кредитования наметилась позитивная тенденция разъяснительной работы с теми клиентами, которые безответственно относятся к погашению процентов. Если прежде кредиторы полагались, с одной стороны, на содействие коллекторских агентств, а с другой стороны, на добросовестных плательщиков, покрывавших убытки от невозврата средств, то теперь ситуация меняется в лучшую сторону. Новый метод дисциплинировать недисциплинированных должников сводится к использованию возможностей, предоставляемых действующим налоговым законодательством РФ.

Поскольку с 2016 г. на микрокредитные организации возложена обязанность исполнять функции налоговых агентов, то это дает МФО полное право информировать налоговые органы о списании безнадежных долгов, числящихся за теми или иными клиентами. Непогашенная задолженность, списанная организацией-кредитором по истечении срока давности (например, трех лет), рассматривается в соответствии с подп.5 п.1 ст.223 НК РФ в качестве дохода гражданина-должника, в силу чего облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

На момент списания безнадежной задолженности совокупная сумма долга, включающая проценты, пени и штрафы, превращается во внушительный доход заемщика, на который начисляется соответственно крупная сумма налога, в отдельных случаях превышающая величину основного долга. Как сообщает бизнес-портал "Инвестор", перспектива неприятностей с налоговыми органами действует на должников отрезвляюще и заставляет с большей аккуратностью следить за погашением задолженности перед МФО. Можно ожидать, что подобная разъяснительная работа с клиентами войдет в практику многих микрофинансовых организаций, что повысит дисциплину заемщиков и позволит избежать конфликтов.

Остается заметить, что из ст.217 НК РФ следует, что упомянутые здесь доходы в виде суммы задолженности перед кредитором не облагаются НДФЛ лишь в случае освобождения плательщика от исполнения требований по уплате данного налога в рамках проведения процедуры банкротства.


Агентство "ВЭП" рекомендует:

Documents.jpg

 
Президент назвал три источника проблем у потребителей микрозаймов
19.04.2017

Президент назвал три источника проблем у потребителей микрозаймов

На заседании президиума Госсовета В.В. Путин раскритиковал работу МФО

putinnovgorod.jpgЗнаковое событие состоялось в Нижнем Новгороде в минувший вторник, 18 апреля 2017 г.: Президент РФ Владимир Путин провел заседание президиума Государственного совета по вопросу "О национальной системе защиты прав потребителей". В ходе мероприятия участники обсудили пути к выработке госполитики в области защиты прав потребителей в русле единой стратегии на период до 2030 года.

Большое внимание Владимир Владимирович уделил накопившимся проблемам в сфере финансовых услуг, назвав это главной темой повестки заседания. В первую очередь Президента обеспокоила несоразмерно высокая ставка на микрофинансовые продукты, при котором фактическая переплата достигает 11,5% и более. "Известная бабушка из Достоевского - она очень скромный человек по сравнению с нашими сегодняшними ростовщиками", - прокомментировал В.В. Путин сложившуюся ситуацию, припомнив старуху-процентщицу из романа "Преступление и наказание".

Исправить положение непросто, поскольку обращаться в микрофинансовые организации людей подталкивают три причины, которые перечислил Президент в своей речи. Первая причина, самая очевидная, что называется, лежащая на поверхности, - это тяжелые материальные обстоятельства. Но самая очевидная причина отнюдь не является главенствующей. Вторая причина, почему люди берут кредит на невыгодных условиях, - финансовая безграмотность. "Зачастую они откликаются на заманчивые предложения, не имея ресурсов для выполнения взятых обязательств, обманывают сами себя - к сожалению, в основном по причине финансовой безграмотности". Третьей причиной Владимир Владимирович назвал намеренное введение клиентов в заблуждение МФО: "А среди кредиторов есть и такие, кто сознательно вводит людей в заблуждение, не объясняя им условия займа и не раскрывая всю цепочку возможных последствий. В результате большинство заемщиков практически неминуемо попадает в долговую спираль".

С учетом перечисленных факторов ключевой мерой по защите прав потребителей микрокредитов выступает широкая просветительская работа, опирающаяся на: (а) повышение информированности граждан, (б) правовое образование (в т.ч. касательно принципов работы института банкротства физических лиц) и (в) воспитание культуры потребления финансовых услуг.

Несмотря на жесткую критику наследников Алены Ивановны, запрещать микрофинансовые организации никто не намерен, поскольку их нишу немедленно займут "черные кредиторы". Эту мысль повторила также выступавшая на заседании президиума глава Центробанка Э.С. Набиуллина. По объяснениям Эльвиры Сапхизадовны, политика регулятора нацелена на то, чтобы МФО перешли к более качественной оценке кредитоспособности клиентов, вместо того, чтобы зарабатывать на просрочке, штрафах и пенях. "Это, в свою очередь, должно снизить кредитные риски и уменьшать процентные ставки", - пообещала Э.С. Набиуллина.

К сожалению, глава ЦБР не подняла вопрос о другом источнике доходов МФО, а именно - о добросовестных плательщиках, т.к. последние в гораздо большей степени компенсируют для МФО потери по невозврату кредитов, чем упомянутые пени и штрафы. Поэтому сверхвысокие проценты никогда не снизятся до разумной величины, пока в микрокредитовании действует принцип, по которому один добросовестный заемщик вынужден отдуваться за семерых безответственных.

На фото: Президент РФ В.В. Путин на заседании президиума Госсовета в Нижнем Новгороде 18 апреля 2017 г.


Агентство "ВЭП" рекомендует:

komplex.jpg

 
Ответственность за нелегальное микрокредитование вырастет
19.04.2017

Ответственность за нелегальное микрокредитование вырастет

Э.С. Набиуллина предлагает увеличить штрафы для МФО-нелегалов

В виду ожидаемого роста численности микрофинансовых организаций, осуществляющих нелегальную деятельность (без регистрации), руководство Центробанка задалось вопросом о необходимости повысить административную ответственность за нарушения в сфере розничного кредитования.

Сегодняшняя ответственность за подобные нарушения расценивается как невысокая: за нелегальное предоставление микрокредитов - в пределах 200-500 тыс. руб. для юрлиц и 20-50 тыс. руб. для физлиц; за распространение рекламы о нелегальном микрокредитовании - в пределах 100-500 тыс. руб. для юрлиц и 2--2,5 тыс. руб. для физлиц. Такие штрафы неощутимы, поскольку никак не сказываются на доходах, получаемых от незаконной деятельности.

"На наш взгляд, размер штрафов за повторное нарушение должен быть повышен как минимум в четыре-пять раз, а также дополнен административным приостановлением деятельности юридических лиц в случае повторения таких нарушений", - разъяснила свою позицию глава ЦБР Э.С. Набиуллина, выступая на встрече с представителями потребсоюзов и иных общественных организаций Новгородской области.

Вопрос о введении уголовного преследования в отношении подобных нарушителей, с недавних пор муссируемый в экспертной среде, главой Центробанка на встрече не поднимался.


Агентство "ВЭП" рекомендует:

 

Webinars.jpg

 
Прогнозируется рост числа нелегальных МФО
17.04.2017

Прогнозируется рост числа нелегальных МФО

В ближайшее время через Интернет будут работать 500 МФО-нелегалов

По мере ужесточения регулирования деятельности микрофинансовых организаций наблюдается, как и в банковском секторе, повальное сокращение зарегистрированных компаний такого рода. Однако практика показывает, что реальная ситуация сильно отличается от записей в государственном реестре: в действительности игроков на рынке микрокредитования не стало настолько меньше, как следует из официальной статистики. Это связано с деятельностью так называемых нелегальных МФО, т.е. предлагающих свои продукты, будучи незарегистрированными.

Точное число компаний-нелегалов трудно предположить, экспертные оценки отличаются сильным разбросом. По самым скромным подсчетам, выполненным специалистами ГК "Быстроденьги", незаконно могут работать до 1000 компаний, в т.ч. полсотни из них имеют электронное представительство в сети "Интернет". Размер нелегального рынка микрофинансирования достигнет к концу года 1500 компаний, а в следующем году увеличится, предположительно, в два раза. С такой оценкой не соглашается генеральный директор "Робот-Займер" Сергей Седов, который называет более внушительные цифры: уже сегодня насчитывается 2500 компаний-нелегалов, из которых онлайн работают или начнут работать в ближайшее время порядка 500 организаций.

Несмотря на противоречивость мнений, все эксперты единодушно соглашаются с тем, что доля МФО-нелегалов, осуществляющих операции через Интернет, непременно вырастет, причем уже в текущем году. Массовое перемещение нелегальных компаний в сеть объясняется той легкостью, с которой можно создать веб-сайт и зарегистрировать его под новым доменным именем. Центробанк сегодня, при всей строгости надзора, применяет весьма примитивный способ борьбы с незаконным продвижением финансовых продуктов в Интернете: требование о прекращении делегирования доменного имени. Это требование МФО-нелегалы обходят, создавая под новым именем сайт-"зеркало", куда и перенаправляются ничего не подозревающие клиенты. Пресечь такую деятельность, полагают эксперты, нельзя никак иначе, кроме увеличения штрафов за нелегальную деятельность с введением уголовной ответственности за неоднократные нарушения.


Агентство "ВЭП" рекомендует:

Documents.jpg

 
Банк России дал дополнительные разъяснения к признакам ветхих банкнот Банка России
12.04.2017

Банк России дал дополнительные разъяснения к признакам ветхих банкнот Банка России

На официальном сайте Банка России размещена информация "Комментарии к "Признакам ветхих банкнот Банка России", согласно которой:

Банкноты Банка России, содержащие повреждения, перечень которых установлен в приложении к Указанию Банка России от 27.02.2010 N 2405 "О внесении изменений в Положение Банка России от 24 апреля 2008 года N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" кредитными организациями и их внутренними структурными подразделениями выдаче клиентам не подлежат и сдаются в учреждения Банка России.

Указанное требование распространяется на банкноты, обработанные с использованием счетно-сортировальных машин, осуществляющих сортировку банкнот на годные к обращению и ветхие, и имеющих функцию распознавания машиночитаемых признаков банкнот Банка России, а также на банкноты, принятые кассовыми работниками от клиентов полистным пересчетом и предназначенные к выдаче данными кассовыми работниками клиентам в течение рабочего дня отдельными банкнотами.

Приведенные рекомендации будут учитываться при проведении испытаний счетно- сортировального оборудования в Сервисном центре Межрегионального хранилища (г. Санкт- Петербург) Центрального хранилища Центрального банка Российской Федерации.

Проверенные технологии корпоративного обучения от Агентства "ВЭП"

k03.jpg

 
Переходный период для МФО закончился, выбор сделан
05.04.2017

Переходный период для МФО закончился, выбор сделан

Доля микрофинансовых компаний в секторе МФО составила 0,2%

29 марта 2017 г. закончился переходный период, в течение которого микрофинансовые организации обязаны были определиться с выбором функций и ниши на рынке кредитных продуктов. Законодательством предусмотрено разделение МФО на микрофинансовые и микрокредитные компании, обладающие разным объемом прав и, соответственно, регулируемые разными по строгости нормами.

Как и следовало ожидать, львиная доля организаций - 99,8% - предпочла микрокредитный статус. Микрокредитные компании не могут привлекать средства физических лиц (за исключением учредителей) и выдавать займы размером свыше 0,5 млн. руб., однако их деятельность регулируется менее строго и, в частности, к размеру их собственного капитала не предъявляется требования составлять сумму не менее 70 млн. руб., как в случае МФК.

В итоге Госреестр МФО показывает, что на 3 апреля 2017 г. в России числится свыше 8200 действующих организаций, из которых лишь 16 (т.е. 0,2%) являются микрофинансовыми компаниями. Реальность, таким образом, опровергла даже самые скромные прогнозы экспертов, которые ожидали, что численность МФК составит 30-150 организаций, в т.ч. в

Центробанке озвучивали цифру не менее 90 организаций.

Из важнейших требований к МФО на текущий момент следует признать:

(а) обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО), контролирующих соблюдение своими членами законодательства о микрофинансовой деятельности;
(б) остановку начисления процентов, если объем выплаченных процентов достигнет двукратной суммы непогашенной части займа;
(в) соблюдение нормативов достаточности собственных средств и ликвидности МФО.

Эксперты, учитывая ужесточение регулирования в секторе НФО и не слишком веселый опыт банков, предполагают, что на рынок микрокредитования претерпит дальнейшую эволюцию. Причем под эволюцией понимается процесс отбора, в ходе которого уцелеют только крупнейшие игроки. При этом Борис Батин, генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan, предполагает, что уже в нынешнем году исчезнет астрономическое количество действующих МФО: "По итогам 2017 года на рынке останется не более 1,2 тыс. компаний, а по итогам 2018 года - менее 1 тыс. игроков".

Эти заключения не просто отражают сценарий банковской системы, но и подтверждаются статистикой. Всего за период с 2011 г. в стране ликвидированы 7965 МФО, из которых 1771 организаций (22,2%) - за 2016 г. и 265 (3,3%) - за первые 3 месяца 2017 г., в т.ч. за март-месяц отозваны 105 лицензий. Темпы возникновения новых МФО не уравновешивают скорость их убыли: так, в 2016 г. зарегистрировано 475 организаций (3,7 раза больше, чем ликвидировано), за первые 3 месяца текущего года - 140 организаций (в 1,9 раза больше).

 
Начало | Пред. | 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24 | След. | Конец 
Все новости


Все новости
Партнеры
Реклама