Учебный Центр "ПрофТест"
СПС "ПрофТест"













Изображая вклады: МФО вводят клиентов в заблуждение, маскируясь под банки

   Микрофинансовые организации (МФО), привлекая средства россиян, вводят людей в заблуждение, не сообщая им в доступной форме о том, что эта услуга не является вкладом, не защищена государством и доходность не гарантирована. Такие данные содержатся в отчете Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Центробанк должен принять стандарт по информированию граждан, которые вкладывают миллионы рублей в МФО. Допустить к таким вложениям имеет смысл только квалифицированных инвесторов, считают защитники прав потребителей. Что особенно актуально в период, когда на фоне падения ставок по вкладам люди ищут альтернативу банковским депозитам. Опыт показывает, что МФО исчезают с рынка, оставляя для клиентов ущерб в сотни миллионов рублей. В ЦБ "Известиям" заявили, что регулятор уже разработал ключевые информационные документы (КИД) для сложных финансовых продуктов и надеется, что скоро они заработают.

Внесите ваши денежки

   Во второй декаде мая 2020 года ставки по вкладам в крупнейших банках достигли минимума за последние годы, составив 5,5% годовых. Это заставляет граждан искать более доходные инструменты для инвестиций. В частности, вложения в МФО, которые, как правило, ассоциируются с займами под высокий процент. Однако ряд таких организаций (МФК) могут привлекать средства у ИП и физлиц, которые не являются их учредителями, если размер вложений составляет не менее 1,5 млн рублей.
   Однако люди, как считают эксперты, всё равно готовы искать лучшей, чем в банковском секторе, доходности, поэтому объем привлечения средств МФО в этом году может увеличиться на 30%. Как отмечается в отчете КонфОП, подобные организации, хотя и не имеют права гарантировать доходность, закладывают в своих калькуляторах вложений параметры, которые подразумевают 12-20% годовых.
   Защитники прав потребителей провели исследование, в которое входили анализ сайтов компаний, обращение в МФО с использованием метода "тайный покупатель" и выводы относительно корректности и достоверности информирования при привлечении средств. В эксперименте было задействовано 10 крупнейших микрофинансовых компаний: "МигКредит", "Мани Мен", "Займер", "ЭйрЛоанс" (Kviku), "КарМани", "Быстроденьги", "Лайм Займ", "Вэббанкир", "Саммит" и "Микро Капитал".
   Как подчеркивается в отчете КонфОП, результат оказался неутешительным: микрофинансисты скрывают информацию о рисках инвестирования. "Более того, свой продукт они всячески пытаются завуалировать под вклад, не рассказывая потенциальным инвесторам о том, что подобное вложение не гарантирует доходность (хотя они пытаются), не защищено страхованием со стороны государства и является рискованным", - указывается в исследовании.

Послали на сайт

   В ходе исследования защитники прав потребителей, по их утверждению, подтвердили две основные гипотезы. Во-первых, сотрудники МФО не предупреждают о рисках вложения средств в инвестпродукты. Результаты показали, что дозвониться в МФО и получить информацию по телефону удается не всегда - зачастую приходится общаться с автоответчиком. А в тех случаях, когда звонящий попадает на сотрудника, он чаще всего получает предложение поискать информацию на сайте, оставить телефон или сообщение в чате, чтобы с ним в дальнейшем связался специалист.
   В документе подчеркивается, что в четырех МФО отказались предоставлять информацию по телефону, предлагая найти ее на портале компаний. И только в одной из 10 организаций менеджер сообщил: доходность при вложении МФО не гарантируется.
   В то же время положительным результатом исследования, полагают в КонфОП, можно считать полученное потребителями предупреждение об удержании НДФЛ с инвестиционных доходов - менеджеры четырех МФО ("МигКредит", "Вэббанкир", "Саммит", "Микро Капитал") рассказали об этом сами.

Приходите в онлайн

   Однако и приглашение в онлайн, по мнению защитников прав потребителей, ситуацию не исправило.
   "Микрофинансовые компании скрывают от потребителей информацию о рисках вложения средств в МФО, а именно отсутствии гарантии дохода и возврата средств. Напомним, что нормативных требований к раскрытию информации о рисках инвестирования сегодня в России нет, компании используют эту свободу для публикации на сайте заявлений, создающих ложное впечатление защищенности инвестиций. Девять компаний (сайт одной из компаний не содержал раздела об инвестициях. - "Известия") в той или иной форме следуют подобной практике", - пришли к выводу в КонфОП.
   Кроме того, разделы сайтов, посвященные инвестициям в МФО, в ряде случаев напоминают по дизайну разделы сайтов банков, посвященных вкладам.
   "В ходе мониторинга мы обнаружили, что восемь МФК разместили калькуляторы доходности с показателями от 12% до 20% годовых", - подчеркивается в отчете.
   Как полагают в КонфОП, целесообразным было бы нормативно закрепить требования (стандарт) к информированию о рисках вложений и отсутствии госгарантий по сохранению вложенных средств.
   Как рассказали "Известиям" в пресс-службе Центробанка, с учетом значительного интереса граждан к инвестированию личных сбережений на микрофинансовом рынке разработан ключевой информационный документ (КИД) для этого финансового продукта.
   - Являясь своего рода паспортом финансового продукта, КИД для МФК поможет потребителям взвешенно подходить к решению о вложении денежных средств, оценивая имеющиеся риски и преимущества, - пояснили в ЦБ.
   Как ожидает регулятор, сообщила пресс-служба Центробанка, в ближайшее время после окончания консультаций с профессиональным сообществом будет начато внедрение КИД в деятельность организаций финансового рынка, микрофинансовых организаций.

Имущественный ценз

иииПо мнению председателя правления КонфОП Дмитрия Янина, дело не только в отсутствии информирования.
иии- МФО - это вложения с большими будущими проблемами. Размещать деньги в структуру, средства в которой не застрахованы, - просто безумие, - полагает он. - Право вкладывать сбережения в микрофинансовые организации должны иметь только квалифицированные инвесторы. То есть люди, хорошо разбирающиеся в законах, в том числе в Уголовном кодексе (если, например, руководство организации исчезнет) и законе о банкротстве, который можно использовать как инструмент для возвращения денег из МФО.
иииГендиректор аналитического агентства "БизнесДром" Павел Самиев также отмечает, что инвестиции в МФО являются рискованными в сравнении с банковскими депозитами и другими консервативными инструментами.
   - Достаточно вспомнить громкие случаи ухода с рынка крупных игроков (например, "Мани Фанни Онлайн" и "Домашние деньги". - "Известия"), которые оставили инвесторов ни с чем. Человек, принимая решение о вложении в микрофинансовый бизнес через займы или через приобретение облигаций МФО, должен быть проинформирован, что они не гарантируются государством, а повышенная по сравнению с банковскими депозитами доходность - плата за риск, - уверен эксперт.
   По его мнению, регулятор осознает эту проблему - в частности, был введен входной порог в 1,5 млн рублей, что является своего рода имущественным цензом.
   Из 10 компаний, которые обследовал КонфОП, на запрос "Известий" ответило три: "КарМани", "Быстроденьги" и "МигКредит". Суть сводилась к тому, что порог в 1,5 млн рублей уже сам по себе отсекает неквалифицированных инвесторов. Что касается звонков в колл-центр, то инвестиции в МФО, судя по ответам, продукт штучный, поэтому с желающими вложиться в него работают отдельные специалисты, которые практикуют индивидуальный подход.
   Об этом же "Известиям" заявила директор профильной саморегулируемой организации (СРО) "МиР" Елена Стратьева.
   - Информирование по телефону не регламентировано: звонок идет в колл-центр, сотрудники которого не являются специалистами по привлечению средств. Специфика продукта и ограниченное количество инвесторов не предусматривают шквала звонков, - сообщила она.
   Поэтому такими вопросами занимаются специальные квалифицированные сотрудники, и работа по ним обычно ведется в формате личных встреч с подробным разбором условий.
   Она также отметила, что при проведении плановых проверок СРО отслеживает соблюдение требований базового стандарта по финоперациям - для этого даже разработан отдельный чек-лист.

Источник: Известия https://iz.ru/1020915/anna-kaledina/izobrazhaia-vklady-mfo-vvodiat-klientov-v-zabluzhdenie-maskiruias-pod-banki

08.06.2020

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte
Все новости


Все новости
Партнеры
Реклама