Учебный Центр "ПрофТест"
СПС "ПрофТест"













Банк России грозит откровенным мошенникам только А-я-я-ем

Дерендяев А. В. 20.02.21 08:13:30.jpg   За февраль-декабрь 2019 года ЦБ получил 3,8 тыс. жалоб, связанных с проблемой мисселинга - так специалисты называют недобросовестную практику продаж без должного информирования. Причем 2,2 тыс. таких обращений касались работы банков.

Об этом "Известиям" рассказал руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута. По его словам, если в 2018-м и начале 2019-го больше всего жалоб от клиентов банков поступало на недобросовестные продажи инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), то ко второй половине года был зафиксирован рост мисселинга в других сегментах финансового рынка - при оказании услуг доверительного управления. Проблема приобретает такой характер, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с банкирами заявила: регулятор законодательно закрепит за собой право устанавливать правила продажи финансовых продуктов кредитными организациями.

ВЭП-Комментарий:

ИСЖ - это инвестиционное страхование жизни. Мисселинг - по-русски - обман.

Когда вместо Уголовного кодекса к мошенникам применяется только мера под названием "сотое китайское предупреждение" - мошенники счастливы, а граждан ждет еще больше неприятностей.

ИСЖ отступает

   Банки стали лидерами по количеству жалоб потребителей на мисселинг, следует из статистики Центробанка за 11 месяцев прошлого года (отдельно в статистике эта недобросовестная практика выделена с февраля). На них приходится почти 60% обращений недовольных граждан. При этом, как рассказал "Известиям" Михаил Мамута, кредитные организации начали активно осваивать новые продукты, которые дополнительно предлагают клиентам без надлежащего информирования о сопутствующих рисках. В частности, банки не упоминают, что в отличие от вкладов, интерес к которым на фоне снижения ставок ослабевает, инвестиционные инструменты доходность не гарантируют.
   - В 2018 - начале 2019 года широкое распространение имела продажа ИСЖ под видом депозитов. Это был типичный мисселинг - люди не понимали, какой именно финансовый продукт они приобретали. Например, в большинстве своем не знали, что при досрочном расторжении договора ИСЖ нельзя вернуть свои деньги полностью, поскольку они инвестированы в активы с определенным сроком. Всё это приводило к тому, что прозрение к клиенту приходило только тогда, когда он решал досрочно изъять свои средства. При этом могло пройти полгода, год, когда период охлаждения уже не действует, - рассказал Михаил Мамута.
   Он напомнил, что для решения этой проблемы Центробанк выпустил указание, которое действует с 1 апреля 2019-го, с требованиями по раскрытию информации при продаже ИСЖ. Кроме того, с января вступили в силу стандарты Всероссийского союза страховщиков (ВСС), которые скорректировали практику продаж страховых продуктов через банки.
   - Сейчас человек в более простой и понятной форме получает информацию о том, что ИСЖ - это не депозит, у него нет гарантированной доходности, но зато есть "выкупная сумма". И мисселинг на рынке ИСЖ существенно сократился, недобросовестным продавцам стало труднее вводить потребителя в заблуждение, - сообщил глава службы ЦБ по защите прав потребителей финуслуг.
   При этом упали и продажи этого вида страхования. Он потерял свое лидирующее положение, уступив место НСЖ (накопительное страхование жизни). По данным ВСС за девять месяцев 2019-го, сборы по ИСЖ - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - снизились на 32%.
   - Страховщики жизни провели серьезную "работу над ошибками". В результате количество обращений по этому виду в абсолютных величинах незначительно. Так, в ВСС в 2019 году поступило 90 жалоб, в Банк России за девять месяцев 2019 года - 1700, что является одним из минимальных значений среди массовых видов страхования физлиц и составляет всего 5% от всех жалоб на страховщиков. При этом на страхование жизни приходится около трети всех страховых сборов, - уточнил вице-президент ВСС Виктор Дубровин.

Сложный индекс

   Сокращение продаж ИСЖ банки с успехом заменяют предложением других дополнительных продуктов, как правило, родственных компаний.
   - Мы видим, что мисселинг вырос в других сегментах финансового рынка. В частности, в сегменте доверительного управления, при оказании брокерских услуг, например, открытии ИИС, - отметил Михаил Мамута в разговоре с "Известиями".
   Представитель Центробанка привел и конкретный пример мисселинга, на который пожаловалась одна из клиенток.
   - Женщина в возрасте около 70 лет пришла в банк перезаключать договор вклада. Вернулась с договором домой, показала детям. Оказывается, она через доверительное управление купила сложный индекс, в базу расчета которого входят иностранные и российские бумаги, - рассказал Михаил Мамута. - Мы постоянно следим за смещением зон мисселинга. Если он где-то проявляется, как в упомянутом мной случае с продажей индекса, мы не только урегулируем конкретную проблему, чтобы банк всё вернул гражданину, но исследуем проблему. Важно понять, носил ли этот случай единичный характер или риск "встроен" в бизнес-модель кредитной организации.
   По его мнению, для устранения проблемы важно принять федеральный закон о защите розничных инвесторов, работа над которым завершается в настоящее время.
   - Мисселинг в значительной степени базируется именно на том, что сейчас закон допускает неполное раскрытие информации потребителю, - уточнил представитель ЦБ. - Как только это станет незаконным не только по ИСЖ, но и по всем остальным финансовым инструментам, у нас будет значительно больше возможностей пресекать такие практики.

Новость: Нашли вклад: банки освоили новый способ недобросовестных продаж услуг клиентам
Источник: https://iz.ru/977717/anna-kaledina/nashli-vklad-banki-osvoili-novyi-sposob-nedobrosovestnykh-prodazh-uslug-klientam
 

19.02.2020

Обсудить в нашей группе на Facebook
Все новости


Все новости
Партнеры
Реклама